Разработка и формирования стратегии
Стратегия – это генеральный план действий, определяющий приоритеты основных бизнес-задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению.
Для предприятия стратегия означает набор правил, приемов и методов, с помощью которых достигается цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.
Прежде чем приступить к разработке стратегии необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
- Какие преимущества имеет предприятие на успех среди конкурентов;
- Какие товары будут выставлены на рынок;
- Какой тип покупателя будет преобладать на рынке;
- Как будут распределяться ресурсы внутри предприятия;
- Какая технология будет наиболее предпочтительна и перспективна в данных условиях;
- Какие возможности имеются для коммерческих сделок и получения прибыли.
Разработка стратегии – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.
Таблица. Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия.
Первый этап – предварительный. Это выработка согласованных позиций руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится углубленная бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса, в том числе по анкете «Стратегия развития предприятия», работа с имеющейся на предприятии вторичной информацией.
Второй этап, включает формирование рабочих групп, которые будут заниматься подготовкой стратегических альтернатив. При работе над комплексной программой развития предприятия группы формируются по основным функциональным направлениям:
- научно-техническое;
- экономическое;
- отношения с поставщиками и потребителями;
- социальное;
- экологическое.
Основная задача рабочих групп состоит в формировании и оценке возможных стратегических альтернатив, обсуждении их с экспертами в качестве которых выступают как привлеченные специалисты так и руководство предприятия.
На третьем этапе необходимо проранжировать сформированные стратегические альтернативы и определить критерии их выбора. На данном этапе особую важность приобретают наличие имеющихся на предприятии или в перспективе достаточных ресурсов.
Эти этапы, как правило, выполняются специалистами различных функциональных подразделений и рассматриваются с различных точек зрения:
- экономико-финансовой и производственной эффективности;
- рынка сбыта;
- реализации возможностей коллектива;
- социальной.
Основными факторами при формировании стратегии предприятия, являются:
- фактор времени;
- организационная структура;
- корпоративная культура и квалификация разработчиков;
- процесс формирования и реализации управленческих решений;
- специфика предприятия;
- наличие информационных систем мониторинга внешней среды.
Основные задачи разработки стратегии предприятия:
- повышение контролируемой доли рынка;
- предвидение требований потребителя;
- выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставок;
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- репутация и имидж предприятия.