Вложения строительства эффективности

Капитальные себестоимость коэффициент

РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осущест­вляют после того, как намеченные схемы строительства и разме­щения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с техни­ческой точки зрения.

По своим параметрам они должны соответ­ствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту.

В проектах внутрихозяйст­венного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размещение влияет на различные процессы производства и орга­низацию территории хозяйства. Более точное обоснование про­изводят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах.

При проектировании дорог учитывают следующие экономи­ческие показатели:

Экономи­ческие показатели проектирования дорог

капиталовложения на строительство дорог и дорожных соору­жений;

ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий обслуживания производства;

коэффициент экономической эффективности (срок окупае­мости) капиталовложений.

 

Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Этот коэффици­ент должен также превышать и определенный нормативный уро­вень:

Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0,05), капиталовложе­ния на строительство внутрихозяйственных дорог являются эф­фективными и соответствующий вариант их размещения по тер­ритории хозяйства принимается к рассмотрению.

 

Для расчета величины капиталовложений по каждому из ва­риантов необходимо знать длину дорог, их технические катего­рии и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимости от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей до­роги. К ней добавляют затраты на строительство дорожных со­оружений (мостов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружении и др.). Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений.

 

Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) оп­ределяется по формуле

 

С = C1 + С23 + С4 + С5, где:

Ci — амортизационные отчисления от стоимости строительства дорог и со­оружений; С2 — годовые затраты на их содержание и ремонт (эксплуатационные расходы); Сз — затраты на перевозку грузов; С4 — потери продукции (чистого дохода) с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемой для строительства дорог; C5 — потери продукции из-за бездорожья (вызванные переуплотнением почвы, заминанием растений, естественной убылью и потерями при перевозке и т. д.).

Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного земле-

устройства можно использовать нормативы удельных капиталов­ложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и дорож­ных сооружений

 

Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют

Сз = (0,22 + 0,04R)w; для переходных покрытий

Сз = (0,22 + 0,07R)w, для низших покрытий

Сз = (0,22 + 0,l0R)w,

где w — объем перевозимых грузов в переводе на I класс, т; R — расстояние перевозок грузов, км.

Коэффициенты перевода грузов в I класс

 

II кл – 1,24 III кл – 1,66 IV кл – 2,0

Коэффициенты перевода грузов в I класс, полученные на основании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для II класса 1,24, III-1,66, IV-2.

 

Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяжен­ности и ширины полосы отвода.

Зная площадь под дорогой и выход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида уго­дий, структуры посевных площадей, закупочных цен на продук­цию и продуктивности), определяют окончательное значение С4-

 

Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, занимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзве­шенными производственными затратами на возделывание сель­скохозяйственных культур.

 

Потери продукции из-за бездорожья (C5) можно свести к следующим основным элементам:

Потери продукции из-за бездорожья

 

 

уменьшение снижение повышение

продуктивной продуктивности себестоимости

площади продукции

угодий пашни

 

уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреж­дением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П1);

снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2);

снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутст­вии дорог или малой их густоте (Пз);

увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, сни­жения качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4).

Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом сред­няя ширина полосы повреждения составляет 4,5 м, а на отдель­ных участках — 20 м и более.

Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят: