Общие принципы реконструкции сложившейся застройки.
И отдельных зданий
При реконструкции городской застройки
Лекция 2. Архитектурно-планировочные мероприятия
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины, вызывающие необходимость роста объемов работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений.
2. В чем заключается специфика и сложность строительно-монтажных работ при реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений?
3. Что понимается под переустройством здания и какие работы выполняются в его составе?
4. В чем заключаются принципиальные отличия текущего ремонта от капитального?
5. Чем принципиально отличается реконструкция от капитального ремонта?
6. Назовите примеры установления компромиссов между участниками градостроительного процесса.
7. В чем заключаются противоречия населения, инвесторов, местных органов самоуправления и других участников градостроительного процесса при реконструкции сложившейся городской застройки?
Разнообразие сложившейся застройки российских городов, ее планировочные, архитектурные и конструктивные особенности влияют на характер реконструктивных мероприятий. Не менее важно и влияние природно-экологических условий (учет рельефа, возможности просадок, оползней, наводнений, снежных и селевых потоков, загрязнении среды, появления воды в подвалах и пр.).
Сложившаяся застройка характеризуется местоположением на городской территории, особенностями планировочных решений, этажностью, плотностью застройки, удельным весом старой застройки. В старых городах особое значение имеет историко-архитектурная ценность застройки, т. е. территории памятников и исторически значимого городского ландшафта.
Городская застройка и ее окружение созданы для обеспечения жизнедеятельности людей (проживание, работа, отдых). Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические требования.
Учитывая факторы городской среды, влияющих на характер реконструкции существующей застройки, можно говорить о выделении следующих типологических групп (зон) территорий города:
1-я группа – застройка вдоль магистралей общегородского центра;
2-я группа – территория с преимущественно исторической застройкой (как правило, речь идет о центральной части города);
3-я группа – крупные селитебные зоны за пределами центральной части города (спальные районы);
4-я группа жилые районы, сложившиеся в соседстве с промышленными зонами (бывшие рабочие поселки), а также на периферии центральной зоны.
Наиболее часто встречающимися проблемами в застройке и старых российских городов, и новых спальных районов, не удовлетворяющими современным требованиям к условиям проживания, можно считать следующие:
· отсутствие замкнутых (т. е. соразмерных человеку, а потому комфортных) пространств;
· однообразие (примитивизм) планировочных решений дворовых пространств;
· отсутствие композиционных центров в районах массовой застройки.
Наши архитекторы чаще всего предлагают для преодоления социальных, функциональных и архитектурно-градостроительных недостатков застройки следующие мероприятия:
· для третьей и четвертой групп – включение в структуру дворов нетиповых вставок, формирующих замкнутость внутренних пространств существующих жилых образований, помогающих членению среды на определенные пространственные уровни (квартира, двор, внутриквартальный сад, улица);
· для первой группы – создание более плотной и визуально целостной архитектурной оправы проспектов и улиц с помощью повышения этажности существующих зданий и новых разнообразных вставок; надстройка четырех- и пятиэтажных зданий, размещенных вдоль красной линии (преимущественно мансардными этажами), с целью формирования единого фронта застройки вдоль магистралей, обозначающей пространственные коридоры.
Наиболее сложна модернизация исторических центров старых городов и районов, которые непосредственно примыкают к ним. Её подчиняют определённому сценарию дальнейшего использования застройки и территорий – определяют привлекательность с тех или иных позиций отдельных составляющих планировочных образований, выявляют объекты тяготения и интенсивность их использования горожанами; устанавливают приоритеты развития. На основе этого дают рекомендации по регламенту реконструктивных мероприятий.
Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически не разрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.
Необходимость переустройства городских улиц и площадей вызывается, прежде всего, развитием транспорта. Рано или поздно наступает момент, когда узкие улицы сложившейся застройки с трудом справляются с возросшими потоками транспорта. Возникает настоятельная необходимость:
· расширять существующие улицы;
· прокладывать (может быть, пробивать в существующей застройке) новые улицы;
· устраивать объездные пути для транзитного междугородного транспорта;
· расширять площади;
· менять транспортные схемы, чтобы упорядочить движение транспорта в городе.
Реализация подобных мероприятий не исключает при этом необходимости решать задачи, связанные с улучшением существующей застройки улиц и площадей, их архитектурно-художественным оформлением, улучшением городского благоустройства и озеленения.
По характеру выполняемых работ реконструкция улиц и площадей может быть сведена к трем видам:
· застройка новыми домами на месте сносимых зданий;
· прокладка новых улиц внутри существующих кварталов;
· реконструкция с сохранением значительной части существующих зданий, которые могут надстраиваться, передвигаться и пр.
Последний вид реконструкции городской застройки является наиболее сложным и дорогостоящим мероприятием.
Общей чертой переустройства городских улиц и площадей является непременное выполнение следующих условий:
· переустройство выполняется по единому проекту для всей улицы или площади (как минимум – значительного ее участка), предусматривающему ее развитие в соответствии с генеральным планом города;
· работы могут выполняться очередями в зависимости от значимости того или иного участка реконструируемой улицы, от наличия финансовых средств, вкладываемых городом, а также с учетом действительного технического состояния существующей застройки;
· проектирование работ должно выполняться комплексно, с одновременным решением транспортных (пропускная способность), градостроительных (характер застройки), инженерно-строительных (техническое состояние оснований и конструктивных элементов задний и сооружений) задач, развитием городских коммуникаций, озеленением и улучшением архитектурно-художественного облика улицы или площади (ремонт и реконструкция фасадов).
Следует подчеркнуть, что переустройство отдельных улиц или площадей в ткани городской застройки решает преимущественно проблемы развития городского транспорта, инженерных сетей, архитектурного оформления и озеленения. Однако вопросы переустройства и обновления жилищного фонда оно затрагивает лишь в самой минимальной степени, так как ремонт фасадов и надстройка отдельных зданий не сказываются на характере жилищных условий жителей кварталов, прилегающих к реконструируемой улице, а иногда и ухудшают их. Пример – строительство третьего транспортного кольца в Москве, при котором возникал шумовой дискомфорт для жителей прилегающих домов.
Поскольку улицы и дороги города являются важнейшей частью структуры города, его «скелетом», они определяют и схемы пропуска транспортных потоков, и организацию стока ливневых вод, и трассировку коммуникаций, и размещение некоторой части зеленых насаждений. Поэтому при решении задач реконструкции городской застройки на первый план выходят:
· Разделение дорожной сети по типу транспорта и организации движения (легковой или грузовой транспорт, скоростные или обычные, одностороннее или двустороннее движение);
· Максимальное сокращение сквозного (транзитного) движения через центр города и его районы;
· Равномерное распределение транспортных потоков по улицам;
· Выпрямление транспортных магистралей;
· Снижение вредного влияния транспортных выбросов на экологию города.
При реконструкции бывших окраин крупных городов, рабочих поселков возле крупных предприятий и застройки второй половины двадцатого века, как правило, речь идет об упорядочении планировочной структуры и разработке природоохранных мероприятий.
При любом подходе, реконструируя жилую застройку на уровне планировки ограниченных территорий, преследуют три цели.
Во-первых, оздоровление зданий и жилой среды.
Во-вторых, социальное переустройство планировки и культурно-бытового обслуживания населения.
В-третьих, обновление и улучшение внешнего облика зданий и внутриквартальных земельных участков.
Здесь прослеживается закономерность: чем больше ограничений заложено в проект, тем сложнее реализация локального плана.