Зиккурат Э-теменанки (Вавилонская Башня)

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

 

 

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

 

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

 

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I, 181].

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI, 1, 5] [63, C. 685].

 

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

 

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI, 1, 5] [63, C. 685].

 

Описания античных авторов вызвали бесчисленные попытки изобра­зить его (рис. 8.14, рис. 8.15, рис. 8.16).

 

 

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

 

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

 

 

 

 

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

 

 

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

 

 

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

 

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

 

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

 

 

Таблица 1

 

№ яруса Цвет яруса Бог Планета, светило День недели Город
Голубой Мардук Земля - -
Золото Шамаш Солнце Воскресенье Сиппар
Серебро Нинурта Сатурн Суббота Киш
Красный Иштар Венера Пятница Урук
Синий Мардук Юпитер Четверг Вавилон
Красный Набу Меркурий Среда Борсиппа
Черный Нергал Марс Вторник Кута
Белый Син Луна Понедельник Ур

 

Таблица 2

 

№ яруса Цвет яруса Бог Планета, светило День недели Город
Голубой Мардук Земля - -
Золото Шамаш Солнце Воскресенье Сиппар
Серебро Син Луна Понедельник Ур
Красный Нергал Марс Вторник Кута
Синий Меркурий Набу Среда Борсиппа
Красный Мардук Юпитер Четверг Вавилон
Черный Иштар Венера Пятница Урук
Белый Нинурта Сатурн Суббота Киш

 

 

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.