Цели, задачи и источники информации аудита экспортных операций.
Литература.
Порядок проведения аудиторской проверки аудита экспортных операций.
Цели, задачи и источники информации аудита экспортных операций.
2.1 Основная:
1. Амаглобели Н.Д. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации: учеб.пособие /Н.Д. Амаглобели, А.Ф. Ионова, Н.А. Тарасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 415с. ЭБС «Книгафонд».
2. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебное пособие /под ред. А.П. Бархатова. – М.: Дашков и К В., 2010. – 308 с. ЭБС «Книгафонд».
2.2 Дополнительная:
1. Молчанова О.В., Пронина Е.В. Аудит внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 336 с. ЭБС «Книгафонд»
2. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3.
3 Краткое содержание вопросов:
Важнейшим участком аудита внешнеэкономической деятельности является аудит реализации экспортной продукции. В ходе аудита операций по экспорту товаров, работ, услуг необходима проверка:
ü выполнения условий экспортных контрактов;
ü эффективности внутреннего контроля движения экспортных товаров;
ü сохранности товарно-материальных ценностей, отгруженных в порядке экспортных поставок;
ü уровня и оправданности накладных расходов по экспорту товаров в рублях и в иностранной валюте;
ü соблюдения правил ведения бухгалтерского учета экспортных операций;
ü реальности исчисленного финансового результата экспорта товаров (работ, услуг).
Основными источниками информации для проведения аудита являются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: приказ об учетной политике предприятия; внешнеторговые контракты; договоры с транспортными, посредническими, экспедиторскими организациями и переписка с импортерами; книга регистрации контрактов; авансовые отчеты; банковские документы; грузовые таможенные декларации и первичные товаросопроводительные документы; ведомости учета готовой продукции и отгруженной экспортной продукции; журналы-ордера № 6, 8; главная книга; книга продаж; книга покупок; бухгалтерская отчетность и налоговые декларации.
В процессе проведения проверки у аудитора может также возникнуть необходимость запросить дополнительную информацию из других источников.
Аудит реализации экспортной продукции проводится на основе плана аудиторской
проверки, утвержденного аудиторской организацией и согласованного с проверяемым предприятием до начала аудиторской проверки. Прежде всего, подлежит изучению приказ об учетной политике предприятия, из которого аудитор должен получить информацию о способах ведения бухгалтерского учета тех операций, которые в соответствии с законодательством могут отражаться несколькими способами. Особое внимание аудитор обращает на организацию налогового учета и систему внутреннего контроля экспортной деятельности, закрепленную учетной политикой предприятия.
Для оценки состояния внутреннего контроля за совершением экспортных операций аудитор должен выяснить ряд возможных обстоятельств:
ü налажен ли учет экспортных товаров по этапам их движения?
ü как осуществляется контроль и анализ фактов задержки товаров в портах и других пунктах за границей?
ü как контролируются и списываются потери товаров (в том числе в пределах норм естественной убыли)?
ü соответствуют ли условия экспортных поставок условиям заключенных контрактов и требованиям «Инкотермс»?
ü какова схема документооборота и корреспонденции счетом для отражения экспортных поставок?
ü как налажен аналитический учет экспортных операции?
По результатам подобного тестирования аудитор может определить эффективность системы внутреннего контроля за движением экспортных товаров. Контроль считается организованным хорошо в том случае, если учет обеспечивает предоставление информации о месте нахождения каждой партии товаров на любом этапе его движения до момента сдачи товарополучателю и предотвращение дополнительных расходов и потерь на его доставку.
Выяснив состояние системы внутреннего контроля, аудитор уточняет программу проверки экспортных операции (табл. 1).
На начальном этапе аудита экспорта необходимо изучить условия внешнеторговых контрактов и сравнить их с паспортами экспортных сделок. Аудитор выясняет, какие организации оказывают услуги по транспортировке и сопровождению экспортных грузов. Если предприятие использует услуги сторонних организаций по транспортировке грузов, упаковке, хранению, то эти расходы могут включаться или не включаться в себестоимость реализованной продукции. Это обусловлено двумя возможными вариантами оплаты услуг покупателем: либо все услуги включены в контрактную стоимость продукции и возмещаются покупателям по условиям поставки и контракта, либо услуги подметаются покупателем сверх цены контракта, что зависит от порядка предусмотренного проведения расчетов по договору и условий поставки согласно «Инкотермс». Аудитору необходимо знать базисные условия поставки товара и обратить внимание на то, зафиксированы ли они договором и выполняются ли.