Цели, задачи и источники информации аудита экспортных операций.

Литература.

Порядок проведения аудиторской проверки аудита экспортных операций.

Цели, задачи и источники информации аудита экспортных операций.

 

2.1 Основная:

1. Амаглобели Н.Д. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации: учеб.пособие /Н.Д. Амаглобели, А.Ф. Ионова, Н.А. Тарасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 415с. ЭБС «Книгафонд».

2. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебное пособие /под ред. А.П. Бархатова. – М.: Дашков и К В., 2010. – 308 с. ЭБС «Книгафонд».

 

2.2 Дополнительная:

1. Молчанова О.В., Пронина Е.В. Аудит внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 336 с. ЭБС «Книгафонд»

2. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3.

3 Краткое содержание вопросов:

Важнейшим участком аудита внешнеэкономической деятель­ности является аудит реализации экспортной продукции. В ходе аудита операций по экспорту товаров, работ, услуг необходима проверка:

ü выполнения условий экспортных контрактов;

ü эффективности внутреннего контроля движения экспорт­ных товаров;

ü сохранности товарно-материальных ценностей, отгружен­ных в порядке экспортных поставок;

ü уровня и оправданности накладных расходов по экспорту товаров в рублях и в иностранной валюте;

ü соблюдения правил ведения бухгалтерского учета экспорт­ных операций;

ü реальности исчисленного финансового результата экспорта товаров (работ, услуг).

Основными источниками информации для проведения аудита являются следующие документы и регистры бухгалтерского учета: приказ об учетной политике предприятия; внешнеторговые конт­ракты; договоры с транспортными, посредническими, экспедитор­скими организациями и переписка с импортерами; книга регис­трации контрактов; авансовые отчеты; банковские документы; грузовые таможенные декларации и первичные товаросопроводи­тельные документы; ведомости учета готовой продукции и отгру­женной экспортной продукции; журналы-ордера № 6, 8; главная книга; книга продаж; книга покупок; бухгалтерская отчетность и налоговые декларации.

В процессе проведения проверки у аудитора может также воз­никнуть необходимость запросить дополнительную информацию из других источников.

Аудит реализации экспортной продукции проводится на осно­ве плана аудиторской

 

проверки, утвержденного аудиторской орга­низацией и согласованного с проверяемым предприятием до на­чала аудиторской проверки. Прежде всего, подлежит изучению приказ об учетной политике предприятия, из которого аудитор должен получить информацию о способах ведения бухгалтерского учета тех операций, которые в соответствии с законодательством могут отражаться несколькими способами. Особое внимание ау­дитор обращает на организацию налогового учета и систему внутреннего контроля экспортной деятельности, закрепленную учет­ной политикой предприятия.

Для оценки состояния внутреннего контроля за совершением экспортных операций аудитор должен выяснить ряд возможных обстоятельств:

ü налажен ли учет экспортных товаров по этапам их движе­ния?

ü как осуществляется контроль и анализ фактов задержки то­варов в портах и других пунктах за границей?

ü как контролируются и списываются потери товаров (в том числе в пределах норм естественной убыли)?

ü соответствуют ли условия экспортных поставок условиям заключенных контрактов и требованиям «Инкотермс»?

ü какова схема документооборота и корреспонденции счетом для отражения экспортных поставок?

ü как налажен аналитический учет экспортных операции?

По результатам подобного тестирования аудитор может определить эффективность системы внутреннего контроля за движением экспортных товаров. Контроль считается организованным хорошо в том случае, если учет обеспечивает предоставление ин­формации о месте нахождения каждой партии товаров на любом этапе его движения до момента сдачи товарополучателю и предот­вращение дополнительных расходов и потерь на его доставку.

Выяснив состояние системы внутреннего контроля, аудитор уточняет программу проверки экспортных операции (табл. 1).

На начальном этапе аудита экспорта необходимо изучить усло­вия внешнеторговых контрактов и сравнить их с паспортами экс­портных сделок. Аудитор выясняет, какие организации оказывают услуги по транспортировке и сопровождению экспортных грузов. Если предприятие использует услуги сторонних организаций по транспортировке грузов, упаковке, хранению, то эти расходы могут включаться или не включаться в себестоимость реализованной продукции. Это обусловлено двумя возможными вариантами оплаты услуг покупателем: либо все услуги включены в контракт­ную стоимость продукции и возмещаются покупателям по усло­виям поставки и контракта, либо услуги подметаются покупателем сверх цены контракта, что зависит от порядка предусмотренного проведения расчетов по договору и условий поставки согласно «Инкотермс». Аудитору необходимо знать базисные условия по­ставки товара и обратить внимание на то, зафиксированы ли они договором и выполняются ли.