Информационные технологии конечного пользователя

Лекция № 4

Критерии оптимизации информационных технологий

Экономические задачи (плановые, учетные, управленческие и т.д.) нуждаются в информации о развитии и потребностях экономики, о состоянии объектов управления (предприятия). Эта информация позволяет проанализировать деятельность объекта за прошедший период, сделать обобщающие выводы и дать прогноз будущей деятельности объекта управления. Для экономических задач характерны следующие факторы: многовариантность, наличие критерия оптимальности.

Многовариантность решения задачидиктуется существованием различных путей для достижения цели, поставленной в задаче. При этом немаловажную роль играет вмешательство человека в ход ее решения. Каждый вариант решения задачи может отличаться друг от друга экономическими показателями, расходуемыми ресурсами и достигаемым экономическим эффектом.

Информационные технологии конечного пользователя. (0,5 ч.)
Пользовательский интерфейс и его виды. Стандарты пользовательского интерфейса. (1,5ч.)

Проблема эффективного взаимодействия человека с ЭВМ возникла с появлением первых вычислительных машин. На начальном этапе внедрения ЭВМ непосредственно с ними работали только программисты и операторы, общение же специалистов в области управленческой деятельности происходило путем выдачи программистам заданий на разработку программ решения задач и последующего получения распечаток готовых результатов вычислений на ЭВМ.

Расширение сфер использования ЭВМ, совершенствование аппаратных и программных средств ЭВМ, а главное, массовое появление персональных компьютеров привело к тому, что в процесс непосредственного взаимодействия с ЭВМ был вовлечен массовый или конечный пользователь.

Конечный пользователь – лицо, для которого предназначена информация, выводимая компьютером или лицо которое пользуется компьютером или программами.

Мы под конечным пользователем будем понимать специалистов сферы организационно-экономического управления, в интересах которых создается система обработки экономической информации на ЭВМ.

С учетом принятого определения конечных пользователей можно разделить на две большие группы.

Представители первой группы занимаются, прежде всего, вводом информации в систему и решением задач на ЭВМ заранее предопределенных и решаемых, как правило, с заданной периодичностью.

Представители второй группы – на основании получаемой информации готовят и принимают управленческие решения.

Специфика работы конечных пользователей, особенно пользователей второй группы, требует создания для них таких средств и методов общения с вычислительной техникой, благодаря которым, не зная архитектуры и принципов функционирования ЭВМ, не владея профессионально приемами программирования, они могли удовлетворить свои информационные потребности в ходе взаимодействия с машиной.

Человек и компьютер в процессе решения различных задач, связанных с обработкой информацией, могут взаимодействовать в диалоговом режиме.

Диалог или режим диалога - это активный обмен информационными сообщениями межу участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений производятся в реальном масштабе времени. Такой режим, реализуемый в системах коллективного пользования на основе разделения времени называют интерактивным.

Возможны следующие варианты диалога:

· человек-человек,

· человек-машина (ЭВМ),

· ЭВМ-ЭВМ,

· машина (ЭВМ) – человек.