Внешнее управление

 

Внешнее управление – это вторая реабилитационная процедура, наравне с финансовым оздоровлением, арбитражного управления неплатежеспособной организацией.

Порядок введения процедуры внешнего управления представлен на рисунке.

Внешнее управление вводится:

 

 


Введение внешнего управления в организации-должника производится на основе определения арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего.

Внешнее управление имуществом организации-должника вводится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения явилось неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность организации путем осуществления производственных, организационных и экономических мероприятий.

Основная цель внешнего управления – восстановление платежеспособности должника за счет смены его прежнего руководителя и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

В отличие от полномочий временного управляющего и административного управляющего внешний управляющий осуществляет руководство организацией — должником в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника.

Внешнее управление вводится на срок не более чем на восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, о взыскании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда жизни и здоровью, а также по текущим платежам; В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции. Введение моратория характерно исключительно для процедуры внешнего управления.

 

 

- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей;

С даты введения внешнего управления в организации-должника внешний управляющий имеет право:

- распоряжаться имуществом должника в соответствии с утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления;

- заявлять обоснованный отказ от исполнения договоров должника;

- заключать от имени должника мировое соглашение;

- заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов балансовой стоимости активов должника;

- заключать после согласования с собранием (комитетом) кредиторов сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований; перевод долга, отчуждение или приобретение акций.

Если возможность и условия заключения вышеуказанных сделок предусмотрены планом внешнего управления, то внешний управляющий может заключать такие сделки без согласия собрания (комитета) кредиторов.

Решения внешнего управляющего, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренные планом внешнего управления, могут быть приняты только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Вся основная деятельность внешнего управляющего сосредоточена на разработке комплекса мероприятий и проведении работ по выводу организации из кризиса и ее финансового оздоровления. Все проводимые им мероприятия и порядок работ должны быть подкреплены соответствующим документом. Такой документ носит название «План внешнего управления» и разрабатывается в течение одного месяца сразу же после утверждения кандидатуры внешнего управляющего и принятия им дел должника, а затем представляется на утверждение собранию кредиторов

В связи с этим к лицу, которое может быть утверждено для осуществления процедуры внешнего управления, объективно должны предъявляться более высокие требования, чем это установлено для всех иных арбитражных управляющих. В особенности это относится к внешним управляющим сельскохозяйственных организаций.

Планирование внешнего управления целесообразно осуществлять по двум направлениям:

Часть 1. Составление плана текущей деятельности по арбитражному управлению организацией и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом.

- Прием внешним управляющим дел организации-должника.

- Отправка сведений о должнике в СМИ для опубликования объявления о введении внешнего управления.

- Установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов.

- Уведомление кредиторов о признании их требований к должнику.

- Разработка плана внешнего управления и его утверждение на собрании кредиторов.

- Проведение инвентаризации и оценки имущества должника.

- Ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

- Ведение реестра требований кредиторов.

- Анализ договоров, заключенных должником и отказ от них в случае необходимости.

- Выполнение основных мероприятий по финансовому оздоровлению.

- Отчет внешнего управляющего перед собранием кредиторов о своей деятельности.

- Представление отчета по итогам внешнего управления в арбитражный суд.

- Проведение расчетов с оставшимися кредиторами.

- Заключение мирового соглашения.

- Осуществление текущей деятельности по управлению предприятием, в том числе посредством привлечения специалистов для управления производственно-хозяйственной деятельностью.

Часть 2. Составление плана внешнего управления, отражающий основные мероприятия финансового оздоровления организации: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т.д.

1. Срок восстановления платежеспособности.

2. Меры по восстановлению платежеспособности должника.

Наряду с общими мерами по восстановлению платежеспособности организации на основе диагностики конкретной организации, ее специфики, используя классификатор процедур финансового оздоровления и блоки программы финансового оздоровления, разрабатываются конкретные мероприятия.

Рассмотрим более подробно отдельные меры по восстановлению платежеспособности должника (общего характера):