Характеристика основных показателей отчетности по платному природопользованию и природоохранной деятельности промышленного предприятия
Обобщая информацию о состоянии учета экологических затрат, следует отметить, что в большинстве стран, в том числе и в России, какие-либо правила организации комплексного экологического учета отсутствуют, регламентируется только составление экологической отчетности.
На основе анализа нормативно-методических документов и хозяйственной практики в части формирования модели экологического учета можно заключить:
на предприятиях перерабатывающих отраслей промышленности (машиностроение, химическая промышленность, нефтехимическая и др.) к основным экологическим платежам можно отнести следующие выплаты;
предприятия добывающих отраслей уплачивают налог на добычу полезных ископаемых;
формируемая в экологических отделах предприятий экологическая информация обобщается в двух аспектах:
• количественно-качественном;
• затратно-стоимостном.
К последнему относятся сводно-накопительные учетные регистры — отчетные налоговые формы — расчеты (Налоговые декларации) по платежам за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды (за негативное воздействие на окружающую среду).
Названные отчетные налоговые формы охватывают экологические платежи (включающие природоресурсные платежи - платежи за освоение, добычу, использование природных ресурсов, их воспроизводство и охрану и платежи за загрязнение окружающей природной среды или за негативное воздействие на окружающую среду, т.е. природоохранные платежи), рассматриваемые как часть экологических затрат предприятия.
Количественно-качественный аспект процессов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, природоохранной деятельности предприятия формируется в статистических формах отчетности. Установленные формы отчетности предприятия обязаны представлять органам государственной статистики в целях федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Формы статистической отчетности представляются предприятиями до даты, следующего за отчетным.
При рассмотрении содержания некоторых форм следует заметить, что количественно-качественные показатели дополняются стоимостными.
1. Действующая форма «Сведения об охране атмосферного воздуха» № 2-ТП (воздух), годовая, была утверждена постановлением Госкомстата России от 24.07.2000 г. № 68, позже постановлением Госкомстата России от 27.07.01 № 53, с изменениями от 23.05.02 № 124, от 08.08.02 № 166. В данной форме приводятся сведения о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе специфических, выброс которых обусловлен особенностями производственного цикла), об их очистке и утилизации, о количестве источников выбросов загрязняющих веществ и о выполнении мероприятий, направленных на уменьшение величины выбросов.
Начиная с 1990 г., когда эта форма впервые была введена в статистическую отчетность, в ее содержании и сроках представления происходили неоднократные изменения:
а) срок представления отчета, установленный в 1990 г. 5 декабря отчетного года, сначала был изменен на 15 января (1991 г.), затем - на 5 января (с 1992 г.), далее - на 12 января. Данное изменение в свое время позволило прекратить подачу заведомо заниженных сведений о выбросах, поскольку на большинстве предприятий в отчет, сдаваемый 5 декабря, попадали сведения о выбросах загрязнителей по состоянию на середину ноября включительно;
б) с 1992 г. во 2-м разделе формы («Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ») стала указываться не только величина фактического выброса за отчетный год, но и величина аналогичного показателя за предыдущий. В результате упростилась процедура анализа эффективности деятельности предприятия, направленной на снижение вредных выбросов;
в) с 1995 г. в 4-м разделе формы («Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу») заголовки колонок 3 и 4 были изменены: вместо «Полный объем затрат по сметной стоимости на проведение мероприятий...» и «Фактически израсходовано с начала выполнения мероприятий...» стали называться «Использовано (освоено) средств на проведение мероприятий (за счет всех источников финансирования,..) в фактических ценах соответствующих лет» за отчетный и за прошлый год соответственно.
Приведенные в форме величины сметных затрат практически не имели информативности и не отражали фактические действия природоохранного характера. Указание в действующей форме (начиная с 1995 г.) объема только фактически использованных средств в сравнении с аналогичным использованием средств за предыдущий год позволяет органам статистики более полно оценить реальные затраты на охрану воздушного бассейна и эффективность их понесения.
Для анализа мониторинга загрязнения воздуха имеет значение раздел 5 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения». В последнюю редакцию формы по строке 501 введен код загрязняющих веществ — 0002 «Твердые вещества» взамен кода 0001 «Всего загрязняющих веществ».
2. «Сведения об охране атмосферного воздуха* форма № 2-ТП - воздух (срочная) утверждена постановлением Госкомстата России от 08.08.02 № 166. Составляется за I полугодие года. До этого данная форма называлась «Отчет об охране атмосферного воздуха» № 2-ТП (воздух), срочная, была утверждена постановлением Госкомстата России от 03.08.98 № 81 (ранее - от 08.07.92 № 84). Представляют эту форму юридические лица, их обособленные
подразделения, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха. В данной форме приводится суммарная величина выбросов в атмосферу загрязняющих веществ без детализации. Именно поэтому данная форма не претерпела практически никаких изменений в сравнении с формой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 08.07.92 № 84. В последней редакции формы выделена строка 103 «в том числе газообразные и жидкие вещества»; в дополнение к строке 101 «Всего загрязняющих веществ».
В действующий перечень отчетных форм по отходам, с целью усиления контроля за отходами, представляющими особую опасность для окружающей среды, с 2002 г. введены формы:
3. «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» форма № 2-ТП (отходы). Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.07.02 № 157 как годовая, сроки ее представления: 3 февраля, 15 марта, 30 апреля. В этой форме выделены графы:
наименование видов отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды; код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов; принадлежность к группе опасных свойств отходов из Паспорта опасного отхода (№ группы); наличие отходов от начала отчетного года, гр. 1; образование отходов за отчетный год, гр. 2; поступление отходов из других организаций, всего, гр. 3, в том числе по импорту, гр. 4; использование отходов, гр. 5; обезвреживание отходов, гр. 6; передача отходов другим организациям, всего, гр. 7, из них: для использования, гр.8; для обезвреживания, гр. 9; для хранения, гр. 10; для захоронения, гр. 11; размещение отходов на собственных объектах за отчетный год, всего, гр. 12, из них: хранение, гр. 13; захоронение, гр. 14; наличие на предприятии на конец отчетного года (гр. 1 + + гр. 2 + гр. 3 - гр. 5 - гр. 6 - гр. 7 - гр. 14),
4. «Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников» форма № 2-тп (радиоактивные вещества) утверждена постановлением Госкомстата России от 02.10.02 № 189 как годовая, сроки ее представления: 27 января, 3 марта, 1 апреля.
5. «Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях»1, форма № 2-тп (радиоактивность) утверждена постановлением Госкомстата России от 02.10.02 № 189 как годовая, сроки ее
представления: 27 января, 3 марта, 1 апреля.
До этого заполнялась форма, которая выдержала 17 редакций за период с 1998 по 2002 г.; с отчета за 2002 г.; была отменена1. Называлась эта форма «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления», № 2-тп (токсичные отходы), годовая. Форма была Утверждена постановлением Госкомстата России от 11.09.98 № 95. В данной форме приводились сведения о наличии, образовании, получении с других предприятий и направлении на утилизацию и захоронение токсичных отходов всех классов опасности.
Рассматривая содержание этой формы, с 1990 г. следует отметить такие изменения:
а) В названии формы были введены термины «поступление» и «размещение» токсичных отходов «производства и потребления» что уже само по себе способствует более полному охвату процесса работы на предприятии со всеми токсичными отходами по их видам и источникам возникновения.
б) Колонки формы 1993 г. с данными о размещении отходов, озаглавленные «направлено», с 1995 г. стали называться «размещено». Такое изменение, на первый взгляд незначительное, можно считать принципиальным, поскольку словосочетание «направление отходов» не соответствует той степени внимания предприятия—эмитента загрязнения, которое должно оказываться вопросам обезвреживания отходов, так как направление отходов -это процесс, частично снимающий ответственность за последствия утилизации или захоронения токсичных отходов.
в) С 1995 г, в форме были разделены данные об объемах токсичных отходов, направляемых в места захоронения, и организованного хранения (складирования). На наш взгляд, сделано это было абсолютно правильно, поскольку экологическая опасность для окружающей природной среды от токсичных отходов захороненных (как правило, в подземных хранилищах) и токсичных отходов складированных (как правило, на наземных площадках) различная.
6. «Сведения об использовании воды», форма № 2-тп (водхоз), годовая, утверждена постановлением Госкомстата России от 13 июня 2000 г. № ПО. Ранее эта форма называлась «Отчет об использовании воды» форма № 2-тп (водхоз), годовая, утвержденная постановлением Госкомстата СССР от 14.06.91 № 79
7. «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)», форма № 1-водопровод, годовая, первоначально была утверждена постановлением Госкомстата России от 16.08.99 № 75. Затем были утверждения постановлением Госкомстата России от 28.06.01 № 46 с изменениями от 23.05.02 № 124, от 25.07.02 № 158. В сопровождении формы всегда указывается, что представляют эту форму органу статистики юридические лица, их обособленные подразделения, отпускающие воду населению или коммунально-бытовым организациям. По этой форме еще в 2000 г. отчитывались крупные промышленные предприятия (например, относящиеся к нефтехимической отрасли). Данная форма содержала два раздела: «Наличие канализационных сооружений», «Работа канализации». В первом разделе приводились показатели: число канализаций, ед.; число отдельных канализационных сетей, ед.; одиночное протяжение главных коллекторов, км; уличной канализационной сети, км, в том числе нуждающейся в замене, км; внутриквартальной и внутридворовой сети, км; установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. м3; мощность сооружений по обработке осадка, тыс. м в сутки; площадь новых площадок, тыс. м2.
Второй раздел характеризовался такими наименованиями: пропущено сточных вод — всего, тыс. м3; в том числе от других канализаций или отдельных канализационных сетей, тыс. м3; пропущено сточных вод через очистные сооружения, тыс. м ; в том числе:
на полную биологическую очистку (физико-химическую), тыс. м3; из нее:
с доочисткой, тыс. м3; нормативно очищенной, тыс. недостаточно очищенной, тыс. м3 передано сточных вод другим канализациям или отдельным канализационным сетям, тыс. м3; количество образованного осадка (по сухому веществу), т; количество утилизированного осадка, т; число аварий, ед.; среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей канализаций и канализационных сетей, тыс. руб.; численность работников основной деятельности на конец года, чел.
В данный период органы статистики в разъясняющих письмах сообщают, что статистическую форму № 1-водопровод представляют юридические лица, их обособленные подразделения (водопроводные, водопроводно-канализационные предприятия, состоящие как на самостоятельном балансе или входящие в состав многоотраслевых производственных объединений жилищно-коммунального хозяйства, так и состоящие на балансе организаций) независимо от организационно-правовой формы собственности, отпускающие воду населению или на коммунально-бытовые и производственные нужды.
Действующая форма имеет следующие разделы: Раздел I. Наличие водопроводных сооружений (на конец года). В нем отражены такие фактические показатели, как число водопроводов, ед.; число отдельных водопроводных сетей, ед.; одиночное протяжение водоводов уличной водопроводной сети, в том числе нуждающейся в замене, км; установленная производственная мощность - насосных станций 1 подъема; очистных сооружений; водовода.
Раздел II. Работа водопровода за год. Здесь имеются такие показатели, как: подано воды насосными станциями 1 подъема, в том числе подземной; подано воды в сеть — всего и в том числе своими насосами, самотеком, воды, полученной со стороны; пропущено воды через очистные сооружения; отпущено воды всем потребителям, в том числе своим потребителям (абонентам), из них населению, на коммунально-бытовые нужды, другим водопроводам и отдельным водопроводным сетям; утечка и неучтенный расход (подано воды в сеть минус отпущено воды потребителям); число аварий; среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей водопроводов и водопроводных сетей, численность всех работников основной деятельности на конец года.
В отношении отчетной информации о природоохранных затратах остановимся на следующих формах:
8. «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах», форма № 4-ОС. Утверждена постановлением Госкомстата России от 24.06.03 № 60 и считается наиболее информативной. Раньше эта форма называлась «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах», которая была утверждена постановлением Госкомстата России от 24.07.2000 № 68, затем было ее утверждение постановлением Госкомстата России от 08.02.02 № 166. Действующая форма исключает показатели о природоресурсных платежах, ограничивается детализацией одного из видов экологических платежей - природоохранных платежей и в определенной доле природоохранных затрат.
Обобщая изученную хозяйственную практику предприятий, отметим: большинство показателей данной формы заполняется [На основании оперативных данных, которые накапливаются специалистами в приспособленных регистрах; при формировании экологических отчетных форм в хозяйственной практике предприятий имеет место фактор относительности, и специалисты бухгалтерского учета почти не участвуют в формировании анализируемой формы. Это еще раз подтверждает необходимость становления и развития системного экологического учета (или ориентированно-заданной модели экологического учета, адекватного организационно-технологическим условиям конкретного предприятия.
9. «Сведения об инвестициях, в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»1 форма № 18-КС. Составляется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 18-КС. В ней указывается, что информацию по форме № 18-КС представляют юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие строительство природоохранных объектов кроме субъектов малого предпринимательства.
Сведения показываются по мероприятиям, осуществляемым как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях.
Причем Инструкция четко указывает: «Все мероприятия и затраты, показываемые в данной форме, должны иметь целевой природоохранный характер, т.е. должны быть направлены на охрану окружающей среды. Мероприятия, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья и материалов, общего снижения издержек производства или по оказанию соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения техники безопасности и условий труда и т.п., которые могут иметь также некоторый экологический эффект, в данной форме не отражаются».
10. «Сведения об инвестициях», форма № П-2. В Инструкции по заполнению этой формы, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.11.01 № 89 (в ред. постановления Госкомстата России от 25.11.02 № 215), указано (см, разд. 2 «Инвестиции
в нефинансовые активы, осуществленные данным предприятием»), что в разделе 2 отражаются инвестиции в нефинансовые активы — основной капитал, нематериальные активы, объекты природопользования, землю; по строке 250 показываются затраты на приобретение юридическими лицами в собственность земельных участков, объектов природопользования, причем эти затраты
указываются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам; по строке 212 из
строки 201 показываются данные об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное ^пользование природных ресурсов (водных, лесных, минеральных ресурсов, рыбных запасов, охрану атмосферного воздуха, земель, недр, организацию заповедников и других природоохранных территорий, охрану и воспроизводство диких зверей и птиц, утилизацию, обезвреживание и захоронение токсичных отходов, утилизацию и переработку других отходов) (в ред. постановления Госкомстата России от 25.11.02 № 215).
Накопленная нарастающим итогом за январь — декабрь сумма инвестиций на природоохранное строительство, ежеквартально отражаемая по строке 212 в форме № П-2 (квартальная), должна соответствовать строке 01 формы № 18-КС по графе 2.
11. «Сведения об инвестициях в основной капитал» форма утверждена постановлением Госкомстата России от 26.07.02 № 159. Согласно кратким указаниям по заполнению формы «по строке 01 отражаются инвестиции в основной капитал: затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д. Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений».
Определяя значение отчетности о природоохранной деятельности, надо исходить из задач, которые перед этой отчетностью ставятся. К ним, в частности, относятся:
оказание помощи собственникам в оценке деятельности руководства по реализации задач охраны окружающей среды;
увеличение привлекательности организации для инвесторов (вложив сегодня средства, они не рискуют завтра понести потери в виде штрафов, расходов по ликвидации последствий экологических аварий, катастроф);
обеспечение общественного контроля за выполнением мероприятий по охране окружающей среды;
формирование положительного имиджа предприятия.
Главной задачей реформирования системы отчетности остается максимально полное отражение результатов воздействия хозяйственных процессов на окружающую природную среду. Статистическая отчетность как носитель в основном количественной информации рассматривается в комплексе с бухгалтерской отчетностью, являясь носителем стоимостной информации. Повышение эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на макроуровне следует решать посредством организации государственной статистики - проблемы построения системы национальных счетов, формирования эколого-экономических индикаторов и применения в России СЭЭУ (системы эколого-экономического учета). Можно выделить три пути повышения информативности экологической (статистической и бухгалтерской) отчетности:
а) формирование всеохватывающей реальной базы данных, характеризующей экологическую ситуацию в регионе и в стране в целом, для принятия на региональном и федеральном уровнях программы мер, предупреждающих загрязнение окружающей среды, в том числе окружающей природной среды и нейтрализующих последствия уже имеющихся загрязнений;
б) использование данных отчетности на уровне предприятия
- эмитента загрязнения для принятия внутрипроизводственных управленческих решений экологического характера на среднем и высшем уровнях управления;
в) использование экологической отчетности как основного источника информации при проведении экологического аудита, становлению и развитию которого в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях национальной экономики и государственного управления.
Рассмотренные методы и способы учета и распределения экологических затрат, а также информация полученная на их основе об оплате использования природных ресурсов, их охране и загрязнении окружающей природной среды должны стать неотъемлемым элементом управленческой деятельности предприятия; исходной базой для поиска решений, направленных на снижение вредного воздействия производственно-коммерческого цикла предприятия на окружающую среду, на поиск внутренних резервов, на определение и улучшение эффективности понесенных при-родоохранных затрат.
К основным производственно-хозяйственным эффектам (экономическим результатам) от мероприятий природопользования за оцениваемый при расчете эффективности период рекомендуется отнести:
1. Уменьшение сумм производимых платежей, установленных законодательством, за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.
2. Уменьшение сумм страховых премий, уплаченных страховым компаниям по договорам экологического страхования, рассчитанных за фактический объем выбросов, сбросов загрязните
лей в окружающую среду, размещенных отходов.
3. Уменьшение сумм выплат юридическим и физическим лицам компенсации ущерба, нанесенного им экологическими авариями и плановыми выбросами вредных веществ предприятием.
4. Уменьшение затрат, связанных с нарушением здоровья персонала предприятия, вызываемым эколого-зависимыми заболеваниями, как прямых (оплата больничных листов по таким заболеваниям, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и т.д.), так и косвенных (расходы на оплату труда работников, заменяющих заболевших, убыток от простоя оборудования, неполученная прибыль от реализации продукции за счет снижения объемов выпуска в случае, если заболевших работников нельзя заменить, в силу особенностей производства и отсутствия у заместителей необходимых опыта и соответствующей квалификации).
5. Снижение себестоимости продукции (с учетом ее последующего налогообложения) за счет снижения удельного расхода сырья и трудовых затрат на единицу продукции; увеличения срока службы производственного оборудования, зданий и сооружений; снижения затрат на текущий и капитальный ремонт производственного оборудования, на переработку, захоронение и уничтожение отходов.
6. Сумму прибыли, полученную от увеличения объемов реализации продукции с улучшенными потребительскими свойствами экологического характера, например с повышенной экологической чистотой и безопасностью.
7. Доходы, полученные от увеличения уровня инвестиционной привлекательности предприятия за счет снижения вероятности возникновения экологических аварий (уровня экологического риска), например в виде льготных ставок по кредитам.
Для оценки эффективности понесенных экологических затрат можно рекомендовать бухгалтерии предприятия на основе учетных данных рассчитывать ежемесячно или ежеквартально значения следующих показателей:
1. Снижение общего размера платы (величина К1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, за пользование природными ресурсами и других платежей.
2. Снижение общей суммы затрат предприятия (величинаК2), понесенных в связи с нарушением здоровья персонала, вызванного экологически неблагоприятными факторами производственно-коммерческого цикла, определяемой как сумма затрат на амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, возмещаемых предприятием за своих работников. Наибольшая трудность при расчете величины снижения этих затрат заключается в отсутствии действенной методики выделения из общего числа заболевших тех, чья нетрудоспособность прямо или косвенно вызвана влиянием неблагоприятной экологической обстановки на предприятии.
3. Снижение общей суммы потерь предприятия от невыхода персонала на работу в связи с заболеваниями по причине вредного экологического воздействия (величина КЗ), определяемой как сумма:
а) выплат по больничным листам;
б) дополнительно начисленной заработной платы с начислениями во внебюджетные фонды работникам, заменяющим выбывших;
в) недополученной предприятием прибыли из-за снижения объемов выпуска продукции и увеличения себестоимости (например, за счет нерационального использования сырья и оборудования), возникающих по причине недостаточной квалификации работников, заменяющих выбывших.
4. Увеличение суммы прибыли предприятия (величина К4) за счет повышения экологической чистоты, качества продукции, уровня конкурентоспособности и имиджа предприятия на товарных и финансовых ранках, в социальной, государственно-административной, международной сферах, достигнутых в результате осуществления прямых природоохранных мероприятий и производственных мероприятий с косвенным природоохранным интересом, определяемой как сумма:
а) прибыли от прироста объемов реализации, скорректированной на вес фактора экологической чистоты и безопасности в величине прироста, который определяется расчетным путем службами маркетинга и сбыта;
б) снижения величины потерь от рекламаций покупателей и расходов по их удовлетворению, также скорректированных на долю экологической составляющей в системе качества продукции;
в) увеличения доходов предприятия, связанных с улучшением его «экологического» статуса.
При расчете К4 наиболее сложным, на наш взгляд, моментом является включение мероприятий с косвенным природоохранным интересом в систему расчета эффективности экологической политики предприятия. В абсолютных величинах косвенный интерес определяется в рублях как доход от снижения платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, за использование природных ресурсов, прочих непроизводственных затрат предприятия, связанных с воздействием экологических факторов.
Для оценки эффективности экологических затрат с косвенным природоохранным интересом необходимо в первую очередь определить долю такого интереса в общей величине доходов от мероприятий по изменению и модернизации производственных процессов, а также доходов от реализации инвестиционных проектов на предприятии.
Таким образом, в целом по предприятию оценку эффективности реализации экологической политики через учет прямых и косвенных экологических затрат можно определить с помощью формулы
Э — коэффициент эффективности реализации экологической политики (в долях);
К1, К2, КЗ, К4—суммы эффекта (дохода), полученные в отчетном периоде от реализации природоохранных мероприятий;
ПЗ1 и П30 —общая сумма прямых экологических затрат предприятия (в рублях) в отчетном и предыдущем периодах соответственно;
МЗГ и М30 —общая сумма затрат предприятия (в рублях), имеющих косвенный природоохранный характер, на модернизацию и совершенствование производственных процессов в отчетном и предыдущем периодах соответственно; Д1 — средневзвешенная (целом по предприятию) доля природоохранного интереса (дохода) в общем экологическом результате от понесения затрат М31Ф
Аналогичным образом можно рассчитать экономическую эффективность понесенных экологических затрат по отдельным производствам, цехам, участкам, инвестиционным проектам, а также в разрезе отдельных видов и групп затрат. При этом все составляющие формулы должны быть скорректированы на удельный вес эффекта от затрат по каждому производству (группе затрат) в общих величинах К1-К4, ПЗ и МЗ. Коэффициент Д должен определяться или конкретно для каждого вида затрат, или средневзвешенно по отдельным производствам, цехам, участкам или группам затрат.