Урок №4

Тема: Суры и Асуры.

Божественные и демонические натуры.

Говоря о сурах и асурах нужно сказать, что главное, что их отличает это то, что суры признают Верховную Личность Бога и следуют Его повелениям, а асуры стают в оппозиции по отношению к Нему. Как те, так и другие используют Веды для практической жизни в этой вселенной, однако подход их к познанию различен. Суры или девы постигают Веды посредством нисходящего процесса познания (авароха-пантха) и следят за тем, чтобы план Господа в отношении Творения приводился в исполнения. Асуры или демоны обращаются к Ведам с помощью ароха-пантхи восходящего пути получения знаний, полагаясь на свои чувства и ум. Используя знания полученные таким образом они делаются очень гордыми и вожделение, проявляющееся как стремление к господству и эксплуатации неудержимо растет. Тогда они становятся в оппозицию по отношению к плану Господа в отношении Его Творения и начинают ненавидеть Его и Его слуг девов. Согласно Ведической космологии, девы обитают на планетах находящихся выше земли и условия жизни там именуют райскими. Что касается демонов, то они обитают на планетах находящихся ниже земли, и хотя свет Солнца туда не проникает и все освещается искусственным светом, эти планеты также называют райскими из-за их высокого технического прогресса и уровня чувственных наслаждений.

Что касается нашей планеты, то согласно Ведам, она является планетой среднего уровня, и это единственное место создания плохой и хорошей кармы. Качество ее обитателей, как правило, смешаны. И это согласно Ведам своего рода аэропорт, из которого душа, воплотившаяся в теле человека, следуя практике йоги (связь с Богом). Освободившись от грубого и тонкого тела, может выйти за пределы этой вселенной в духовное небо залитое сиянием брахмаджйоти и ступить на трансцендентную землю одной из лок-планет того мира, где она в своем антиматериальном теле сможет общаться с Богом лицом к лицу. Увидев всю красоту и разнообразие того мира и общение, в котором полностью отсутствуют: вожделение, гнев, безумие, иллюзию и зависть душа уже не захочет возвращаться в этот мир, являющийся так сказать искаженным отражением того мира. Мир рождения и смерти ее больше не привлекает. Те же, кто не интересуется любовью к Богу, совершают плохие или хорошие греховные поступки и соответственно развивают в себе те или иные качества, попадая в разные области вселенной. С точки зрения Вед любые поступки, не развивающие любви к Богу, будь они хорошие или плохие, соответственно вознаграждаются раем или адом. Однако поскольку они совершаются ради чувственного удовлетворения, а не ради развития любви к Богу называются греховными или ошибочными. Греческое слово грех означает промах, не попадание в цель. Веды поясняют, что со временем божественные качества у землян деградируют, уступая демоническим и цивилизация, сбиваясь с пути, приходит в упадок.

Различные циклы, именуемые юги, последовательно сменяют друг друга, Сатья, Трета, Двапара и Кали. По мере их смены деградируют и божественные качества землян. Четыре качества именуемые столпами религиозности, такие как аскетизм, чистота, милосердие и правдивость каждую эпоху убывают в обществе людей на одну четверть.

Мы живем в Кали-югу и от этих столпов остается только 25 процентов, которые, в общем-то, почти незаметны. Поэтому Веды называют этот век временем раздоров. Демонические качества в это время поступательно возрастают и лидеры общества провозглашают, что у творения нет основания, нет Бога, управляющего им. Они отвергают существование души и весь мир начинает вращаться вокруг удовлетворения плотских желаний. В такой цивилизации время воспринимается как синоним прогресса и поступательного развития. Это означает, что в прошлом все было менее совершенным, но со временем благодаря усилиям человека все развивается и совершенствуется. Однако к их огорчению и гневу, все выходит прямо наоборот: «Следуя таким заключениям, демоны, потерявшие себя и не имеющие разума, занимаются ужасной вредной деятельностью, направленной на разрешение мира» (Б.Г., гл.16.т.9). Из Вед мы узнаем, что в ведические времена также были известны и электричество, и машиностроение, и кораблестроение, и прочее, и иногда их использовали, о чем свидетельствуют памятники архитектуры прошлого, повторить которые не позволяют даже самые совершенные изобретения современной науки. Но мы нигде не найдем, чтобы они строили вредоносные заводы, загрязняющие окружающую среду, или чтобы улицы их городов были переполнены грязными машинами. Напротив, следуя Ведам лидеры общества того времени, имея все возможности для широкого распространения технического прогресса, пользовались им лишь по необходимости, как о том повествуют Пураны. Будучи аскетичными, чистыми, милосердными и правдивыми они предпочли оставить нам: чистые реки, воздух, моря и океаны. Им также была известна наука о Боге и душе и плане Творца в отношении Его творения и Его обитателей. Здесь кроется зерно начала веры (шрадхи) пусть еще шаткой и слабой (чамала), но все, же веры. Здесь кроется наука Вед о принципе принятия авторитета. Кому следовать? К Ведам можно обратиться в любое время в любую эпоху, и следуя наставлениям к конкретному месту, времени и обстоятельствам (деша, кала, патра) очистить свое сердце и восстановить в себе аскетизм, чистоту, милосердие и правдивость. Увидеть Бога стоящего за всем в Творении. И исполнив миссию своей жизни войти в духовный мир, наш вечный дом, став обитателем одной из лок планет того прекрасного мира общаясь с Богом лицом к лицу и всем Его окружением. Как утверждают Веды человеческая жизнь это редчайший дар.

Приложение к уроку №4

Из бесед с Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

 

Шрила Прабхупада: Сейчас в Индии не хватает воды, но разве ученые пытаются разрешить эту проблему? Воды в мире больше чем достаточно. Тогда отчего ученые не обеспечат водой те места, где в ней испытывают острую нужду? Они безотлагательно должны провести ирригационные работы. Но вместо этого они отправляются на Луну, покрытую пылью планету, чтобы сделать ее плодородной. Почему они не проведут орошение нашей планеты? В морской воде нет недостатка, так почему бы им не оросить Сахару, Аравийскую пустыню или пустыни Раджастхана? «Да, - отвечают они, - мы сделаем это в будущем. Мы стараемся». В своей гордыне они не долго думая отвечают: «Да, да, мы работаем над этим». В «Бхагавад-гите» говорится, что тот, кто удовлетворяет ненужные желания, совершенно теряет разум (камаис таис таир хрита-джнанах).

Карандхара: Израсходовав столько денег на полет к Луне, и привезя оттуда всего-навсего пригоршню камней, в центре космических исследований решили, что там больше нечего делать.

Брахмананда: Теперь они хотят отправиться на другую планету, но им не хватает денег. Путешествие на другие планеты стоит миллионы и миллиарды долларов.

Шрила Прабхупада: Люди трудятся в поте лица, а бессовестное правительство взимает с них налоги и тратит деньги попусту. Такое правительство не должно вызывать никаких симпатий, если выбрасывает на ветер с трудом заработанные деньги, отобранные у людей. Теперь руководители государства придумали новую уловку: «Не беспокойтесь, - говорят они, - мы собираемся на другую планету. На этот раз мы привезем еще больше пыли. Тонны пыли. Теперь у вас будут тонны пыли».

Д-р Сингх: Они верят, что на Марсе есть жизнь.

Шрила Прабхупада: Они могут верить или не верить. Это их дело. Мы знаем наверняка, что жизнь есть здесь, но люди воюют. Предположим, что на Марсе есть жизнь. Разумеется, она там есть. Но что нам с того?

Д-р Сингх: Людям любопытно узнать, что там происходит.

Шрила Прабхупада: То есть ради удовлетворения своего детского любопытства им придется потратить колоссальную сумму денег. Не смешно ли это? А когда их просят помочь какой-нибудь нищей стране, они отвечают: «У нас нет денег». Каково?

Беседы 29 апреля 1973 года

Книга Жизнь происходит из Жизни изд.Б.Б.Т.

 

праврттим ча ниврттим чаджана на видур асурах

на шаучам напи чачарона сатйам тешу видйате

Люди, олицетворяющие демоническое начало, не знают, что следует и чего не следует делать. Им не присущи ни чистота, ни надлежащее поведение, ни правдивость.

Б.Г. 16.7.

асатйам апратиштхам теджагад ахур анишварам

апараспара-самбхутамким анйат кама-хаитукам

 

Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который бы управлял им /называют его ложным, не имеющим основы и Бога, который бы им управлял/. Они заявляют, что мир возник из полового влечения /покоится на/ и у мироздания нет иной причины, кроме вожделения.

Б.Г. 16.8.

этам дрштим аваштабхйанаштатмано 'лпа-буддхайах

прабхавантй угра-карманахкшайайа джагато 'хитах

 

Придерживаясь подобных взглядов, демоны, потерявшие себя и лишенные разума, занимаются неблагоприятной, отвратительной деятельностью, ведущей к разрушению материального мира.

Б.Г. 16.9.

Технический прогресс, приводящий к загрязнению окружающей среды, называется угра-кармой, чистых мест в природе почти не осталось, мал, где можно найти прозрачные реки с чистой водой, из которых можно было бы напиться. Однажды Бхактиведанта Свами Прабхупада ехал в скоростном поезде в Японии вместе со своими учениками. Один из учеников сказал восхищенно: «- Прабхупада! Посмотрите, как быстро теперь возят людей поезда! - Да, согласился Прабхупада – быстро. А затем спросил. – Но куда?».

В своем комментарии к вышеприведенному тексту из Гиты (18.9) Прабхупада Свами пишет: «Демоны занимаются деятельностью, несущей гибель всему материальному миру. Поэтому Господь называет их лишенными разума. Не имеющие ни малейшего представления о Боге, материалисты считают себя идущими по пути прогресса. Однако "Бхагавад-гита" называет их лишенными разума и утратившими здравый смысл. Пытаясь выжать из материального мир максимум удовольствий, они постоянно изобретают новые способы удовлетворения чувств. Подобные изобретения являются для них мерилом прогресса человеческой цивилизации, однако в результате в обществе утверждается культ насилия и люди становятся все более жестокими, как по отношению к животным, так и по отношению к другим людям. Они не знают о том, как вести себя друг с другом. В демоническом обществе процветает убийство животных. Демонов называют врагами всего мира, потому что, в конце концов, они изобретут или создадут нечто такое, что принесет гибель всему живому. Опосредованно, в данном стихе предсказано создание ядерного оружия, которым так гордится современный мир. В любую минуту может начаться атомная война, которая превратит мир в выжженную пустыню / и мир превратится/. Подобное оружие создается только для того, чтобы разрушить мир, на что ясно указывает данный стих. Оно может появиться только в недрах безбожной цивилизации и никогда не принесет людям мира и процветания».

 

камам ашритйа душпурамдамбха-мана-маданвитах

мохад грхитвасад-граханправартанте 'шучи-вратах

«Потакая неуемному вожделению, опьяненные гордостью, тщеславием и чувством ложного престижа, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вечно занимаются нечистой деятельностью» (Б.Г. 16.10).

«…Хотя демоны являются самыми отвратительными (по своему внутреннему складу) существами на свете, они устраивают все так, чтобы другие поклонялись им и устраивали незаслуженные почести. Они идут прямиком в ад, а им кажется, что они идут по пути прогресса».

Из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады.

 

Приложение к уроку №3

Притча

(К примеру из 15-й главы о древе мира)

Некогда в одном государстве раджа разослал гонцов-глашатаев во все концы света с посланием: «Кто достанет со дна озера перед моим дворцом кувшин, тот получит мою дочь в жены и в придачу полцарства. А если нет голова с плеч!»

Слава богатого достатком царства и красоты дочери раджи гремела по всему миру, это, а также кажущаяся легкость задачи, привлекли многих царевичей, несмотря на опасность лишиться головы. Воины, как известно народ рисковый. Как только раздавался удар гонга, все они наперебой бросались в воду, однако кувшина найти так и не могли. Тогда палач императора безжалостно рубил их головы. Много голов скатилось сплахи. А кувшин по-прежнему можно было видеть на дне озера. Тогда один молодой принц отправился к пожилому мудрому брахману и сказал: «О садху! Ты мудр, объясни, в чем секрет, я не хочу ни царевны, ни царства, но мне жаль тех, чьи головы были отрублены».

Брахман ответил: «Еще больше тебе было бы жаль, если бы ты увидел те реки крови, которые бы пролили эти царевичи, стань каждый из них правителем. Царь мудр хоть и жесток. Тот, кто не видит истину, как бы богат он ни был, не может становиться ни мужем, ни царем».

Тогда принц склонил голову свою к стопам брахмана и произнес: «Прошу научи меня».

Брахман сказал: «Когда ударит гонг, не беги к озеру, а полезай на рядом стоящее дерево». Тут принц не мог сдержать свою природу и, улыбнувшись, сказал: «Как? Люди будут смеяться и назовут меня либо глупцом, либо трусом».

Брахман сказал: «Делай, как я говорю, действия мудрых часто кажутся обывателям сумасшествием».

Итак, когда зазвучал гонг молодой принц не полез в воду, а стал взбиратья на дерево стоявшее у озера, люди стали смеяться с него, но он просто карабкался вверх по дереву и что?

- Золотой кувшин висел на ветке дерева, а в воде было лишь его отражение.

Когда молодой принц слез с дерева, держа в руке кувшин, сам Император подошел к нему и сказал: Все ищут счастье, но не там, где следует, долг царя вести своих подданных путем дхармы в обитель Бога, защищать этот путь и идущих по нему.

Принц сказал: «Это не я, это брахман, это он подсказал мне». Император рассмеялся и сказал: «Вот и я говорю, ты достоин, быть и мужем и царем».

 

Цель Вед

«Дерево материального мира – лишь отражение истинного дерева духовного мира… Это дерево, будучи отражением подлинного дерева, является его точной копией. В духовном мире есть все… Материальный мир – это искаженное отражение, поэтому духовный мир должен обладать тем же многообразием, он реально существует… Отражение всегда имеет преходящий характер, ибо иногда его можно видеть, а иногда нет. Но источник, откуда оно берет начало, вечен… Материальное отражение дерева должно быть отсечено. Когда говорят, что человек знает «Веды», предполагают, что он обладает знанием, как уничтожить привязанность к этому материальному миру. Если человек знает этот процесс, он действительно познал Веды. Цель Вед, как определено самим Господом, состоит в том, чтобы срубить это отраженное дерево и достичь настоящего дерева духовного мира…»

«Это отражение духовного мира покоится на желании (господствовать) точно так же, как отражение дерева на воде. Желание причина того, что вещи пребывают в отраженном материальном свете».

«Первое качество, необходимое для освобождения и вручения себя Господу, состоит в том, что человек не должен быть обманут гордостью… Гордость – следствие заблуждения, ибо хотя человек приходит сюда, пребывает недолгое время, и затем уходит, он имеет глупость считать себя господином мира… Весь мир движется благодаря этому чувству господства. Необходимо избавиться от этого заблуждения».

Из комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады

к Бхагавад Гите

15 глава текст 1-5.

 

 

Приложение к 4-му уроку №2

Краткое описание устройства нашей вселенной согласно Ведам.

Вселенная по форме подобна шару и называется Анда-голока.

Слои образующие покрытие вселенной, состоит из материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира и при этом каждый следующий слой в 10-ть раз толще предыдущего.

Первый слой, который по толщине в 10-ть раз превосходит диаметр вселенной, состоит из земли.

Диаметр вселенной составляет 6-ть миллиардов километров, таким образом, слой земли равен 6-ти миллиардам километров умноженным на 10-ть.

Слой воды в 10-ть раз толще слоя земли.

Слой огня в 10-ть раз толще слоя воды.

Слой воздуха в 10-ть раз толще слоя огня и т.д.

Покрытая слоями материи, вселенная по сравнению с ними кажется атомом, а число таких вселенных неизвестно даже тому, кто знает какова толщина этих оболочек.

Планетные системы.

Расстояние от Солнца до края Анда-голоки, шарообразной вселенной, составляет 3 250 000 000 км. Солнце называют Мартандой, потому что оно входит в безжизненную вселенную и делит пространство на стороны света. Только благодаря тому, что светит Солнце, мы можем понять, что такое небо, что представляют собой высшие, средние и низшие планеты.

Ш.Б. 5.20.45.

Эту вселенную называют Деви-дхамой, обителью, где правит Деви или Дурга, олицетворенная материальная природа. Состоит из 14 миров. Вселенная согласно Ведам, наполовину наполнена водами причинного океана. Вот там в самом низу у его вод находятся:

1) адские планеты, на которых живые существа отбывают наказание за греховные поступки. Там же, неподалеку, находятся планеты системы Питрилока, где обитают Питы или предки, которой правит бог смерти Ямарадж, присуждающий наказание грешникам после смерти. В Бхагаватам описывается, что Питы все до единого являются преданными Господа. По какой-то причине эти планеты не относят к числу выше упомянутых 14-ти миров.

2) Затем следует Паталалока. Прямо под этой планетой обитает Господь Ананта – тысячеглавый змей воплощение Господа Вишну, который поддерживает все 14-ть миров. Во время разрушения вселенной пламя вырывается у него из ртов и сжигает все творения. Помимо Господа Ананты, Паталу населяют демонические существа, змеи или Наги. Однако в материальном плане эта цивилизация очень развита. Говорится, что солнечные лучи не проникают на низшие планетные системы, а они освещаются сиянием, исходящим от драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов.

3) Следующая планетная система – Расатала, которую также населяют демонические змееподобные живые существа. Они владеют мистикой.

4) Затем идет Махатала, которую населяют также Наги, включая Такшаку – крылатого змея, ужалившего царя Парикшита.

5) Следующая – Талатала, где обитают демоны во главе с Майей Данавой. Майа Данава знаменит как самый выдающийся иллюзионист в этой вселенной. Множестов вихман – космических кораблей, созданных им из лучших металлов во вселенной, бороздят ее просторы. Эти корабли блестят и могут появляться, становясь видимыми глазам, или исчезать из поля зрения. Один из мудрецов прошлых эпох посетив эту планету, вернувшись на землю, записал свидетельства очень высокого технического прогресса этой планеты. Среди прочего он упомянул янтро-пурушиков - машина-люди, которые ничем не отличались внешне от данавов и служили им. Единственное отличие замеченное мудрецом - это отсутствие света души в глазах янтра-пурушиков. Обитатели этих планет уже человекоподобной формы.

6) Выше Талаталы расположена Суталалока, ей правит знаменитый царь Бали Махарадж. Далее - Витала, на этой планете обитает Господь Шива со своей супругой Бхавани. Райская красота этой планеты и нравы, царящие там, упоминаются в Шримад Бхагаватам.

7) И, наконец, идет планетная система Атала, которая заселена материалистами, которые полностью опьянены плотскими утехами.

Все эти семь планетных систем находятся ниже Земли и их населяют главным образом материалистичные или даже демонические существа, не ведающие о преданном служении Господу. В отличие от земных демонов века Кали, они знают Веды и под руководством их гуру Шукрачарйи, чье имя указывает на чувственные наслаждения, используют их для своих целей. Время от времени объединяясь, демоны пытаются захватить власть, на высших планетах сражаясь с девами, используя оружие и корабли, о которых современные ученые нашей планеты могут только мечтать. Как, например, в Индии уже тысячи лет стоит знаменитый столб Индры. Исследовав его, земные ученые пришли к выводу, что изготовить такие сплавы в земных условиях невозможно.

8) Следующая планетная система – это Бхурлока. С точки зрения полубогов, она представляет собой гигантскую плоскость, разделенную семью океанами на семь островов, имеющих форму концентрических колец. Небольшой участок центрального острова в нашем, трехмерном восприятии – это привычный для нас земной шар. В пятой песне Шримад Бхагаватам подробно описываются все эти острова и их обитатели. Здесь достаточно сказать лишь одно, что все эти обитатели – преданные Господа, поклоняющиеся Ему в Его разных формах. За исключением Земли, все они являются райскими планетами, т.е. местами «отработки» хорошей кармы. И лишь Земля или Бхарата-варша – это место создания новой кармы - плохой или хорошей.

9) Затем идут планеты системы Бхуварлока, которые населяют такие живые существа как сиддхи, чараны, видйадхары, кимпуруши, духи, приведения и др. Все они обладают мистическими силами и могут совершать то, что обыватели на нашей планете считают чудесами.

10) Следующая – Сваргалока, невероятные райские наслаждения возможны там. Сваргалокой правит царь Индра. Все обитатели этих планет являются преданными Верховного Господа, хотя они и привязаны к роскоши и чувственным наслаждениям.

11) Затем идет Махарлока, которую населяют великие мудрецы и риши, такие как Бхригу Муни. Когда во время частичного разрушения вселенной Махарлока заливается водой, они поднимаются на более высокую планету 12)Джаналоку.

13) Следующая планетная система – Тапалока, где живут погруженные в медитацию на Господа в сердце четверо Кумаров и другие давшие обет безбрачия.

14) И, наконец, 14-ая планетная система – это Сатйалока, на которой несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. Господь Брахма конструктор нашей вселенной, преданный Верховного Господа. Он основал нашу сампрадаю (цепь передачи духовного знания). Брахма-Мадхава-Гаудия сампрадаю. После окончательного уничтожения вселенной он вместе с другими обитателями Сатьялоки отправиться в духовный мир.

На всех высших планетных системах есть неограниченные возможности для преданного служения Господу и вместе с тем, есть бесчисленные тонкие объекты материальных привязанностей. Например, Господь Брахма потому и находится в материальном мире, что у него есть вкус к материальному творению. Ему хочется служить Господу именно таким образом. Чтобы не «застрять» даже на таких тонких планах материального существования необходимо, общаясь с гуру полностью очиститься от материальных желаний. Следуя наставлениям гуру, садху, шастр можно развить высший вкус к вечности, знанию, любви (прити) и войти в духовное небо, став обитателем одной из планет (лок) бессмертного мира.

 

Приложение к 4-му уроку №3

«Различные планеты подчиняются разным кала-чакрам, т.е. на них действует, разные системы отсчета вечного времени. На земле время течет иначе, чем на планетах более высокого уровня… Один год полубогов длится 360 земных лет. Общая продолжительность четырех эпох Сатйи, Треты, Двапары и Кали-юги составляет 12000 лет по летоисчислению полубогов, т.е. полный цикл из 4-х юг длится – 4320 000 солнечных лет.

Сатйа-юга продолжается 4800 лет полубогов, Трета-юга – 3600 лет полубогов, Двапара-юга длится 2400 лет, а Кали-юга – 1200 лет полубогов.

Как уже говорилось, один год полубогов составляет 360 человеческих лет. Следовательно, продолжительность нашей Сатья-юги равна 4800х360, т.е. 1 728 000 лет. Трета-юга длится 3600х360, т.е. 1 296 000 земных лет. Продолжительность Двапара юги составляет 2400х360 или 864 000 земных лет. И, наконец, Кали-юга длится 1200х360 или 432 000 земных лет. После этого весь цикл повторяется вновь, четыре юги называют Маха-югой. Эти четыре юги повторенные тысячи раз, составляют один день на Сатйалоке планетет Брахмы, и столько же длится его ночь. Брахма живет сто таких лет, что по земному исчислению составляет 4 320 000х1000х2х360х100=311,040,000,000,000 (311 триллионам и 40 биллионам земных лет). Наш Брахма прожил уже больше половины отпущенного ему срока. На основе таких вычислений жизнь Брахмы кажется фантастически долгой, беспредельной, но с точки зрения вечности она продолжается не дольше чем вспышка молнии».

«По Бхагавата Пуране песне третьей»

В Библии несомненно являющейся священным писанием мы также можем найти упоминание о жителях высших планет в ветхом завете неоднократно говорится о том, что не следует почитать их на одном уровне с Господом, это также и призыв Бхагавад Гиты 7.23., где поклонение им названо . Однако ненависть к ним так же служащим Богу является невежеством. Так же в Ветхом завете Вы можете найти повествование о том как «дети неба» сходя на землю, сходились с женами земными и, что от этих союзов «рождались сильные и смелые люди». И как они получали за это строгий выговор великого мудреца и пророка тех времен. Также в книге пророка «Езекииля» - «Видение славы Господней» вы можете прочесть о его беседе с ангелом говорившем с ним голосом подобным раскатам грома, который, то поднимался ввысь, то опускался на поверхность земли и блестел как медь. Когда он поднимался, то его крылья вращались по кругу, а когда опускался, то двигался по земле на колесах, каждое из которых состояло из двух ободов и могло двигаться во всех направлениях.