Аналогия в научном познании

Роль аналогии в науке и правовом процессе

 

Чем меньшим запасом научных и практических знаний обладает человек, тем чаще он судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися в личном опыте или опыте других.

При отсутствии у человека широких опытных обобще­ний, при недостаточном запасе практических знаний уподоб­ление явлений по сходным признакам — наиболее естествен­ный и единственно возможный способ рассуждения. Поэтому аналогию с полным правом можно назвать формой вывода, широко применявшейся на ранних стадиях развития мышле­ния. Не удивительно, что аналогия — частая форма вывода в рассуждениях ребенка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой форме историю развития человеческого мышления в целом.

Аналогия первобытного человека, как и уподобление в рассуждениях ребенка, — часто несовершенные умозаключе­ния. Основой уподобления здесь нередко служит случайное сходство, внешнее совпадение. Результатом такого вывода могут быть как правильные заключения, если схвачено дей­ствительное сходство, так и далекие от истины заключения, если сходство внешнее.

В современных условиях аналогия приобретает значе­ние важного для приумножения научных знаний типа умоза­ключения. История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и техниче­ских открытий. Блестящая догадка Фарадея о физическом существовании магнитных линий, подобных линиями электри­ческим, а также проведенная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной стороны, и световыми лучами и магнитными линиями — с другой, послужили программой для дальнейших исследований и открытий Максвелла, Гершеля, Лебедева, Попова и других ученых. Особое место занимает аналогия в исследованиях Максвелла, который часто прибегал к уподоб­лениям, используя аналогию как ценный самостоятельный метод исследования в физике.

Моделирование судов в кораблестроении, самолетов в аэродинамике, плотин, гидроэлектростанций и шлюзов в гид­ростроительстве, моделирование человеческого мышления в кибернетике наглядно показывают возросшую роль умозаклю­чения по аналогии и основанного на ней методамоделиро­вания в современной науке и технике. При этом различные типы моделирования, например строгое и приближенное, определяются степенью логической обоснованности исполь­зуемых при их построении выводов по аналогии.

Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-исторических, приобретая нередко зна­чение единственно возможного метода исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоизвестные факты, события и обста­новку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, политической органи­зации общества.

Существенна роль умозаключения по аналогии в политологии и политике при разработке стратегических задач и определении тактической линии в конкретных условиях обще­ственно-политического развития.

Социально-политическое исследование в отличие от других областей познания имеет свою специфику. Научно обоснованные результаты при использовании метода анало­гии могут быть получены здесь лишь при соблюдении методо­логических требований в дополнение к логическим правилам. К ним относятся требования:всесторонности и объектив­ности анализа, учета развития и конкретности исти­ны, учета противоречий и социально-ценностного фактора в процессе познания.

Аналогия в политике дает обоснованные заключения при условии тщательного анализа конкретной обстановки, внимательного изучения всех «за» и «против». Сложность выявления всех сходств и различий, точного учета всех «за» и «против», а также особая роль субъективного фактора в на­ступлении тех или иных событий приводят к тому, что анало­гия в общественно-историческом исследовании, как правило, обеспечивает получение заключений ослабленной модаль­ности. В одних случаях уподобление дает проблематичное, в других — достоверное знание, но лишь овозможной, а не действительной принадлежности переносимого признака ис­следуемому явлению. Поэтому при анализе обществен­но-исторических явлений аналогия должна дополняться дру­гими формами выводов, обеспечивающими достоверное их познание.