Слайд 19

5. Система управления. Рассматриваются: организационная структура управления, информационная система, процедуры принятия решений, система управления качеством, система стратегического управления и т.п.

О

рганизационная социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных, неформальных лидеров, коллег. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной среде. В таком контексте под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.

Культура не является изначально заданной, предопределенной. Она – результат общественных взаимодействий, передается и поддерживается главным образом через обучение. Культура внутри организации проявляется через поведение. Многие модели поведения, составляющие культуру, легко усваиваются непосредственно через стратегии, планы и процедуры. Организационная культура может как способствовать, так и препятствовать реализации стратегических задач. Так, лояльность персонала фирме, высокий корпоративный дух стимулируют рост энтузиазма работников при выполнении самых сложных стратегических задач, но формализм и равнодушие в отношении своих профессиональных обязанностей может стать причиной провала продуманных стратегических планов. Поэтому многие компании в рыночной эконо­мике уделяют существенное внимание формированию внутренней организационной культуры, обеспечивающей их стратегическую конкурентоспособность. Известен стереотип: «Впечатление от фирмы клиент получает с первым звонком в офис», и если это впечатление оказывается негативным, то, скорее всего, фирма потеряет клиента.

Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов. Опыт внедрения стратегического планирования и управления показал, что успех стратегического планирования в организации больше зависит от общей культуры среды, в которой осуществляется планирование, чем от конкретных методов планиро­вания. Культура и имидж организации подкрепляются или ослабляются деловой репутацией организации и ее высшего руководства.

Чтобы оценить организационную культуру и имидж организации, следует ответить на следующие вопросы:

- Последовательна ли фирма в своей деятельности и достижении целей?

- Как организация выглядит по сравнению с другими организациями данной отрасли?

- Привлекательна ли организация в глазах общественности?

 

Характеристика организационной структуры управления Тип организационной структуры управления (механистическая, гибкая, сетевая).
Эффективность организационной структуры управления.
Характеристика организационной культуры Тип организационной культуры в организации (система ценностей и стандартов поведения в организации).
Наличие неформальных структур управления (группы неформальных коммуникаций, экспертная и политическая структуры управления).
Характеристика ресурсов управления Информация управления (организация информационных потоков, документооборота, использование информационных технологий управления).
Технические средства управления (использование компьютерной и оргтехники для осуществления процесса управления предприятием).
Кадры управления (состав, эффективность).