Слайд 19
5. Система управления. Рассматриваются: организационная структура управления, информационная система, процедуры принятия решений, система управления качеством, система стратегического управления и т.п.
О |
рганизационная социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных, неформальных лидеров, коллег. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной среде. В таком контексте под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.
Культура не является изначально заданной, предопределенной. Она – результат общественных взаимодействий, передается и поддерживается главным образом через обучение. Культура внутри организации проявляется через поведение. Многие модели поведения, составляющие культуру, легко усваиваются непосредственно через стратегии, планы и процедуры. Организационная культура может как способствовать, так и препятствовать реализации стратегических задач. Так, лояльность персонала фирме, высокий корпоративный дух стимулируют рост энтузиазма работников при выполнении самых сложных стратегических задач, но формализм и равнодушие в отношении своих профессиональных обязанностей может стать причиной провала продуманных стратегических планов. Поэтому многие компании в рыночной экономике уделяют существенное внимание формированию внутренней организационной культуры, обеспечивающей их стратегическую конкурентоспособность. Известен стереотип: «Впечатление от фирмы клиент получает с первым звонком в офис», и если это впечатление оказывается негативным, то, скорее всего, фирма потеряет клиента.
Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов. Опыт внедрения стратегического планирования и управления показал, что успех стратегического планирования в организации больше зависит от общей культуры среды, в которой осуществляется планирование, чем от конкретных методов планирования. Культура и имидж организации подкрепляются или ослабляются деловой репутацией организации и ее высшего руководства.
Чтобы оценить организационную культуру и имидж организации, следует ответить на следующие вопросы:
- Последовательна ли фирма в своей деятельности и достижении целей?
- Как организация выглядит по сравнению с другими организациями данной отрасли?
- Привлекательна ли организация в глазах общественности?
Характеристика организационной структуры управления | Тип организационной структуры управления (механистическая, гибкая, сетевая). |
Эффективность организационной структуры управления. | |
Характеристика организационной культуры | Тип организационной культуры в организации (система ценностей и стандартов поведения в организации). |
Наличие неформальных структур управления (группы неформальных коммуникаций, экспертная и политическая структуры управления). | |
Характеристика ресурсов управления | Информация управления (организация информационных потоков, документооборота, использование информационных технологий управления). |
Технические средства управления (использование компьютерной и оргтехники для осуществления процесса управления предприятием). | |
Кадры управления (состав, эффективность). |