Особенности общения

В этом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят школу социальных отношений.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом консультанта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда дру­зья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощает­ся. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отноше­ния носят своеобразный характер: с одной стороны - потреб­ность в безусловно преданном друге, с другой - частая смена друзей.

И одноклассники, и друзья по кружку, и дворовая компания могут стать той референтной группой, чьи взгляды принимает подросток. Такая группа в его глазах является большим автори­тетом, чем родители, и именно она может больше всего влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться.

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий, чему способствуют бурное телесное развитие и, следовательно, самоидентификация со взрослыми. Это влияет на изменение отношений между мальчика­ми и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим отношением прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и т. д. соответству­ют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Источником переживаний могут служить диспропорции в развитии между мальчиками и девочками. В физическом разви­тии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост вызывает аналогичные чувства у мальчиков. Так же тяжело переживаются полнота, худоба, раннее или запаздывающее появление вторичных половых признаков и другие особенности внешности.

Возникающий интерес к другому полу у младших подрост­ков проявляется вначале в неадекватных формах. Мальчики, чтобы обратить на себя внимание девочек, дергают их за косич­ки - и в переносном, и в прямом смысле. Часто такое пристава­ние переходит в причинение настоящей боли. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются и, в свою очередь, часто демонстративно не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также интуитивно понимают смысл «безразличия» к ним девочек.

Позднее отношения усложняются, непосредственность в об­щении исчезает. Часто это выражается либо в демонстративно безразличном отношении к другому полу, либо в стеснительнос­ти при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутной влюбленности в представителей проти­воположного пола в целом.

У старших подростков общение между мальчиками и девоч­ками становится более открытым: в круг общения включаются оба пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, ей, как правило, придается очень большое значе­ние. Отсутствие взаимности иногда становится причиной силь­ных негативных эмоций.

В этом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают сопротивляться ранее не вызывавшим протеста требованиям со стороны взрослых, ак­тивнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождест­вляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реа­гируют на реальное или кажущееся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной яв­ляется ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно суметь наладить и поддержать эти контакты. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно на­чать столь близкое общение.

В этот период имеют большое значение единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него ожидают слишком многого, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освое­ния подростком новой системы отношений важна аргументация требований взрослых. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

Общение подростка во многом обусловлено изменчивостью его настроения: за короткое время оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неаде­кватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, про­являющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки

старших, под влиянием момента может принимать такие крайние формы выражения, как побег из дома.

Неустойчивость подростка, неумение сопротивляться давле­нию со стороны взрослых и сохраняющиеся детские реакции часто приводят к «уходам» из ситуации. Чрезмерные ожидания, связанные с непосильными для подростка нагрузками, или умень­шение внимания со стороны близких могут стать причиной по­пыток любыми способами вернуть себе внимание взрослых, переключить его с кого-то другого на себя.

Для подросткового возраста характерна имитация чьего-ли­бо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взросло­го, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь внимание обращается на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведе­ние подростка. Сравнительно редко у подростков проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбира­ется в качестве отрицательного образца. Обычно им бывает один из родителей, причинивший подростку много горя и обид.

В ряде случаев отношение взрослых к подростку неблагопри­ятно влияет на его развитие. Так, авторитарная позиция может стать условием, искажающим психическое и социальное разви­тие подростка. Чрезмерная опека и контроль также нередко приводят к негативным последствиям: подросток или теряет возможность научиться быть самостоятельным, пользоваться свободой, или, наоборот, проявляет чрезмерное стремление к самостоятельности. Взрослые нередко реагируют на это ужесто­чением контроля, изоляцией подростка от сверстников. В ре­зультате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Отделение подростка от семьи - важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, воз­можности принять на себя ответственность за свою жизнь. Само название «отделение от семьи» не совсем правильно, поскольку итогом является не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга. При всей важности этого процесса нужно иметь в виду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить под­ростка.

Выделяют следующие этапы отделения (Оудсхорн, 1993). Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что ожидания подрост­ка в отношении родителей амбивалентны. С одной стороны, подросток сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой - проявляет желание, чтобы его баловали. В результате подросток перестает быть таким послушным и вежливым, каким он был раньше. У некоторых могут появиться регрессив­ные проявления: стремление полежать рядом с мамой, плакси­вость, капризы. Родители, как правило, не понимают, что про­исходит, ужесточают запреты, что может привести подростка к острым эмоциональным расстройствам.

Второй этап - когнитивная реализация отделения. Возраст, в котором она происходит, указать трудно, так как эта стадия может затянуться на всю жизнь. Подросток доказывает всем - миру, родителям и самому себе - собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями и другими авто­ритетными взрослыми. Бурная реакция родителей только уси­ливает стремление к эмансипации. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.

Третий этап - аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувство вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Этот этап переживается легче, если родители чувствуют гордость и радость от достижений взрослеющего подростка.

Четвертый этап - идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность; у подростка исчеза­ет внешнее буйство и ранимость, он сосредоточивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел положительные образцы среди значимых взрослых.