Социально-экономические сдвиги, обусловленные ИКТ
Основные тенденции, на развитие которых повлияли ИКТ
В современном обществе можно отметить десять крупных тенденций, на развитие которых так или иначе повлияли ИКТ:
1) ускорение всех процессов в обществе;
2) усиление мобильности;
3) глобализация;
4) изменение социальной инфраструктуры за счет появления сетей;
5) усиление персональной регистрации, которая может быть использована как в целях управления, так и в целях контроля;
6) обновление капитализма и растущая нестабильность;
7) усиление социального неравенства;
8) гражданская эмансипация и усиление популизма;
9) появление возможности участия общества в средствах массовой информации;
10) расширение возможностей выбора в повседневной жизни.
Развитию современного общества за счет распространения ИКТ также сопутствуют значительные социально-экономические сдвиги [6]:
· усиление уязвимости и неустойчивости национальных хозяйств и мирохозяйственной системы в целом;
· распад иерархических структур;
· ужесточение конкурентной борьбы;
· изменение характера труда;
· формирование новой культуры потребления;
· демассификация товаров и услуг;
· развитие новых социальных отношений и структур;
· появление новых средств познания и коммуникации;
· расширение границ общения и сотрудничества;
· возвращение к домашнему труду;
· появление нового вида грамотности – информационной.
Очевидно, что перечисленные тенденции имеют как позитивные, так и негативные стороны, поэтому при их рассмотрении требуется диалектический взгляд на технологии. Наиболее ярко социальное воздействие ИКТ проявляется в усилении:
· рационализации, которая все больше проникает в модели повседневной жизни;
· возможностей, в том числе с точки зрения доступа к жизненно важным социальным и экономическим ресурсам и участия граждан в управлении обществом;
· роли информации и знания во всех сферах жизни (работа, обучение, быт, досуг и т. п.).
До появления в последнее десятилетие достаточно большого количества эмпирических исследований, посвященных проблемам современной коммуникации, было распространено опасение, что интернет и другие ИКТ могут отрицательно сказаться на межличностном общении и нанести вред социальному капиталу [7]. При этом данные исследований в области социологии, этнографии, медицины и психологии последовательно подтверждают прямую связь здоровья и счастья людей с качеством их социальных связей, которые с развитием сетевой инфраструктуры могут не менее, а даже более успешно развиваться и укрепляться.
М. Кастельс в своей книге «Интернет-галактика» указывает на то, что в настоящее время в формировании общностей происходит исторический процесс разделения таких сущностей, как «общение» и «место», тесно связанный с индивидуализацией как одной из доминирующих тенденций в западной цивилизации XX века. Сейчас при описании развивающихся моделей общения в сетевом обществе используются понятия «сетевой индивидуализации» (network individualization) или «индивидуализма с сетевой привязкой» (networked individualism). В сердцевине этих моделей по-прежнему остается нуклеарная семья в домохозяйстве, но из нее уже «плетутся паутины» выборочных связей в соответствии с интересами и ценностями каждого члена домохозяйства. Сети настолько продифференцировались, что люди теперь включаются во множество узкоспециализированных связей с меняющимися участниками, то есть конкретная общность утратила свое значение в качестве единственного средства самоидентификации. Параллельно с этим происходит изменение роли семьи по отношению к ее членам, что привело к появлению понятия «постпатриархальная семья» [8].
Study on the Social ... отмечает, что использование ИКТ влечет за собой несколько социальных проблем:
1) замена прямой коммуникации на опосредованную;
2) использование ИКТ в антисоциальных целях;
3) резкое усиление прозрачности, которая хороша, например, для реализации новой концепции «открытого правительства», но может представлять опасность для отдельных личностей в связи с возможным неподобающим обращением с их персональными данными;
4) потенциальные риски, связанные с приложениями в сфере социальной информатики, в частности, использованием сервисов социальных сетей, которая не может исключить превалирования соображений коммерческой выгоды перед соображениями общественного блага у некоторых поставщиков социально значимых услуг;
5) ограниченная способность ИКТ трансформировать не только модели и процессы коммуникации, но также и модели и процессы социальной инклюзии, позволяющей людям более успешно решать свои личные проблемы и получать доступ к социально–экономическим ресурсам.
Шерри Теркл (Sherry Turkle) в своей статье «Всегда на связи» [9] делает важный вывод: если то, что мы сейчас наблюдаем, является новой формой социальности, в которой «связанность» людей посредством сетей, имеющая для них смысл, определяется расстоянием до работающей коммуникационной технологии, то политика должна обеспечивать максимальное сокращение этого расстояния, понимаемого не только в географическом смысле, но и в смысле соответствующих навыков, экономической возможности, психологической готовности и использования ИКТ. К этому, по нашему мнению, следовало бы также добавить мотивированность к использованию ИКТ.
2 Тема: «Основные характеристики информационного общества»
Дидактические единицы: Особенности и проблемы информационного общества. Информационное общество как стратегическая цель. Подходы к определению сути и особенностей информационного общества. Теории и концепции информационного общества как новой общественно-экономической формации Теории и концепции информационного общества, основанные на идее социальной преемственности. Исследования проблем развития информационного общества в России.
Изучив данную тему, студент должен:
Понимать:
· особенности и проблемы информационного общества;
· суть теоретического водораздела между основными теориями и концепциями развития информационного общества.
Знать:
· основные отличительные признаки и значимые характеристики информационного общества;
· возможности, риски и опасности информационного общества;
· определение информационного неравенства и факторы, влияющие на его усиление/сокращение;
· основные пути перехода к экономике знаний;
· основные этапы управления формированием информационного общества;
· имена основоположников и суть основных теорий и концепций развития информационного общества;
· основные этапы изучения проблем информационного общества в России и имена наиболее известных исследователей.
Уметь:
· оперировать терминами «информационное неравенство», «экономика знаний», «постиндустриализм», «постмодернизм» и др.
Приобрести навыки:
· изложения основных теорий и концепций информационного общества.
При изучении темы 2 необходимо:
Читать лекционный материал (тема 2).
Для самооценки темы 2 необходимо:
Ответить на следующие вопросы:
1. Что является характерным для информационного общества?
2. В чем заключаются возможности информационного общества?
3. Какие риски и опасности информационного общества вам известны и как их можно парировать?
4. Когда и где идея развития информационного общества впервые появилась в политической повестке дня?
5. Где проходит идеологический водораздел между теоретиками информационного общества?
6. Какие теории и концепции рассматривают информационного общества как новую общественно-экономическую формацию? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть.
7. Какие теории и концепции информационного общества основаны на идее социальной преемственности? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть.
8. Кто является последовательным критиком теорий и идеологии информационного общества? Какой подход он считает наиболее правильным?
9. Кто из российских (советских) ученых сформулировал фундаментальные идеи, наиболее важные для понимания информационного общества? В чем суть этих идей?
10. Что являлось наиболее характерным для изучения проблем информатики в СССР?
11. Что стало наиболее важным результатом изучения проблем информатизации в СССР?
12. Когда началось изучение собственно проблем информационного общества в новой России? Назовите основные направления исследований.