Сценарный план КУ

Технология разработки компьютерного учебника

Носителем компьютерного учебника является компакт-диск или несколько компакт-дисков.

Технология разработки компьютерного учебника включает следующие этапы:

1. Техническое предложение на основе анализа учебных потребностей и целей.

2. Планирование разработки, определение финансирования, состава разработчиков, сроков разработки.

3. Разработка содержания курса, учебного плана, состава обучаемых, сценария и интерактивного взаимодействия, выбор программного обеспечения и технических средств.

4. Описание курса, всех информационных фрагментов курса (текстовых, видео

и т.д.).

5. Реализация курса: выбор программной системы и программирование.

6. Отладка курса.

7. Внедрение в эксплуатацию.

Сценарный план КУ - это описание взаимодействия текста, графики, звука, видеоматериалов, составляющих учебник.

Стоимость разработки 1 часа учебника в среднем равна 10000 долларов. Это в том случае, если разрабатывать новое программное обеспечение КУ на основе языков программирования. Но можно использовать так называемые авторские системы АС, представляющие собой готовые стандартные разработки. Они позволяют создать оболочку КУ без использования языков программирования.

Технические средства для создания КУ:

- персональный мультимедийный компьютер;

- телекамера;

- сканер;

- устройство записи на компакт-диски;

устройства записи на другие типы носителей;

- дигитайзер.

Естественно, создание КУ невозможно без разработки и использования специального программного обеспечения.

В качестве фрагмента компьютерного учебника на практических занятиях в условиях нашего компьютерного класса мы можем создать Web-страницу и поместить на ней текст и изображения, которые с помощью гиперссылок будут связаны с другими, заранее нами созданными файлами. Гиперссылки будут выполняться на текстовые, изобразительные и звуковые файлы.

Требования к тестирующей программе компьютерного учебника.

Тестирующая программа должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Вопросы программы самопроверки должны охватывать по возможности всё содержание проверяемой тематики.

2. Для исключения запоминания последовательности вопросов, они должны задаваться в случайном порядке.

3. Вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического знака.

4. Варианты ответов также должны даваться в случайном порядке.

5. Время, отводимое на ответ, должно учитываться и должно быть ограничено.

6. Вопросы целесообразно размещать по темам, чтобы обучаемый мог проконтролировать свой уровень знаний в конце их проработки.

7. В систему должна быть заложена возможность оценки правильности

ответа.

8. Должно быть обеспечено удобство общения с тестирующей программой.

9. Вопросы и ответы на них должны быть сформулированы в максимально понятной форме.

В настоящее время наиболее распространены тестовые вопросы следующих

типов.

Тип А. Фраза в вопросительной или утвердительной форме. Ответ имеет только два варианта: «Да» или «Нет».

Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав его из нескольких вариантов. При этом среди ответов есть все правильные и несколько ложных.

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложениях фрагментами, предлагаемыми в качестве ответов. Среди них - все правильные и несколько ложных.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух

списков.

Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданными условиями.

Чтобы дать представление о структуре компьютерного учебника, мы, используя имеющиеся технические средства, можем создать его фрагмент в памяти компьютера. Таким фрагментом КУ может быть Web-страница, несущая гипертекст и имеющая гиперссылки на другие Web-страницы или файлы, содержащие звук и изображения.

Создание Web-страницы как фрагмента КУ. Порядок создания гиперссылок на Web-странице.

На данном занятии мы создадим Web-страницу и разместим на ней текстовую, звуковую и, графическую информацию, связав их гиперссылками.

Web-страницу можно создать двумя способами.

1. Меню «Файл» - команда «Создать» - «Web-страница».

2. Создать документ Word - меню «Файл» - "Сохранить как Web-страницу». Текст набираем на созданной Web-странице, как обычно это делаем в редакторе

Звук вводим следующим образом. Вставляем микрофон в гнездо на задней панели ПК. Далее по пути: кнопка «Пуск» - «Программы» - «Стандартные» - «Развлечения» - «Звукозапись». Откроется окно «Звукозапись», в котором расположена панель управления магнитофоном. С помощью этой панели запишем звук с микрофона и сохраним записанное в выбранном нами файле.

Картинку введем, используя команду «Рисунок» в меню «Вставка», на новый документ Word.. Также сохраним ее в файле.

Выбрав два любых слова в тексте на Web-странице, сделаем гиперссылки с них на два сохраненных нами фрагмента в первом и втором файлах.

Гиперссылку можно сделать двумя способами.

1.Выделить слово или объект в Web-странице, от которого организуется гиперссылка. В меню «Вставка» выбрать команду «Гиперссылка» и в открывшемся окне «Добавление гиперссылки» набрать адрес нужного фрагмента (например, файл со звуком). Важно при этом не допустить ни малейшей ошибки при наборе адреса файла. Нажать кнопку «ОК».

2.Выделить объект на Web-странице и нажать правую кнопку мышки. В контекстном меню выбрать «Гиперссылка». Далее см. предыдущий пункт.

Компьютерные вычислительные сети. Локальные, региональные и глобальные сети. Основные элементы ЛВС. Области применения ЛВС. Скорость передачи данных в ЛВС.

Что такое локальная вычислительная сеть (ЛВС, LAN - Local Area Network)? Под ЛВС понимают совместное подключение нескольких компьютерных рабочих мест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных. ЛВС позволяет пользователям совместно использовать ресурсы ПК, а также периферийных устройств (принтеров, плоттеров, дисков, модемов и т. д.), подключенных к сети. Особенно широко ЛВС применяются при разработке коллективных проектов, например сложных программных комплексов. ЛВС позволяют реализовывать новые информационные технологии в системах организационно-экономического управления. В учебных лабораториях университетов ЛВС позволяют повысить качество обучения и внедрить современные интеллектуальные технологии обучения.

Основными элементами сети являются персональные компьютеры (и вообще ЭВМ), соединенные между собой каналами связи, а также программное обеспечение, реализующее работу сети и обмен информацией. Детализируя состав сети, можно сказать, что сеть состоит из серверов, рабочих станций и каналов связи. В сетях могут использоваться следующие операционные системы: - Windows for Workgroups; Windows 2000; Windows NT Workstation. На базе этих программ могут быть созданы ЛВС без сервера, т.е. одноранговые сети.

В ЛВС с выделенным сервером используются специальные ОС: Windows Vista, Novell Net Ware; Windows NT Server и др.

В зависимости от территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можно разделить на три основных класса:

· глобальные сети (WAN — Wide Area Network);

· региональные сети (MAN — Metropolitan Area Network);

· локальные сети (LAN — Local Area Network).

Глобальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи.

Глобальные вычислительные сети позволят решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам. Региональная вычислительная сеть связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами региональной вычислительной сети составляет десятки — сотни километров. Локальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких ограничений на территориальный разброс абонентов локальной вычислительной сети. Обычно такая сеть привязана к конкретному месту, это сети предприятий, фирм, банков, офисов и т. д. Скорость передачи данных по каналу связи измеряется количеством битов информации, передаваемых за единицу времени.

Единица измерения скорости передачи данных — бит в секунду. Скорость передачи данных, обеспечивающая комфортную работу в сети, как правило, должна быть не менее 30 ООО бит в секунду. ЛВС применяются в первую очередь в тех областях, где необходимо участие многих специалистов в совместном решении очерченного круга задач: проектирование, банковское дело, управление промышленными предприятиями, управление оборонными комплексами, создание компьютерных учебников и т. п.