Теория поэтапного формирования умственных действий
Процесс формирования умственных действий укладывается в пять этапов:
1. построение ориентировочной основы;
2. формирование действия в материальном виде;
3. вербальное описание действия в плане громкой речи;
4. внешнеречевое представление действия для себя;
5. интериоризация образа действия во внутреннюю речь.
Ориентировочная основа – первый этап формирования умственных действий. В первой фазе у субъекта проявляются внешняя избирательная активация внимания к предмету и слабое торможение. Во второй фазе – интенсивность внимания остается постоянной в течение определенного промежутка времени. Эта фаза характеризуется напряженностью между процессами активации внимания и процессами торможения. Третья фаза характеризуется сбалансированностью между активацией и торможением.
Формирование действия в материальном виде предполагает психическую регуляцию изменений в его структуре.
Дальнейшее осознание смысла (значения) ситуации задачи субъектом происходит путем восприятия действия в плане громкой речи.
На четвертом этапе путем внешнеречевого проговаривания происходит уяснение вопросов самому себе, создаются предпосылки полного перехода действий во внутреннюю речь.
На пятом этапе действия переходят в структуру образов внутреннего плана.
Последовательность этапов формирования не является жестким алгоритмом. При освоении простых умственных действий некоторые этапы могут выпадать. В теории выделены следующие четыре параметра реализации каждого из этапов: полнота операций; степень обобщения; уровень освоения; степень автоматизации.
Весь процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности получил название интериоризации.