Начало царствования Николая I.
Междуцарствие.
Движение декабристов (для самостоятельного изучения).
Реакция на народные недовольства внутри России.
В ответ на рост волнений среди крестьян, солдат и рабочих (после 1815 г.) был опубликован акт Священного союза, который с 1817 г. обязывали читать во всех церквях каждый год 14 сентября (церковное новолетие, начало учебного года).
В 1822-1824 гг. издаются указы подтверждавшие право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
В 1814 г. было запрещено покупать крестьян разночинцами, купцами и мещанами.
С 1817 г. безземельные дворяне лишались права участия в выборах.
Высшая власть в государстве была сосредоточена в руках графа Аракчеева, председателя военного департамента. Девиз его герба по воле Павла I гласил: «без лести предан». Ему принадлежит идея создания военных поселений. Первые поселения стали возникать в 1810 г., но их массовая организация началась с 1816 г. (375 тыс. чел.). Это вызвало недовольства среди поселенцев. Крупнейшее восстание, которое подавлял сам Аракчеев, произошло в 1819 г. в Чугуеве. (52 чел. были проведены через строй в 1000 чел. 25 из них умерли).
В 1820 г. была учреждена тайная полиция в армии. Через два года, в 1822 г. были запрещены какие-либо тайные общества.
С 1816 г., с назначением на пост министра просвещения обер-прокурора князя А.Голицина в университетах расширилось изучение Священного Писания, под нормы которого приспосабливали даже курс естествознания.
В стране усилилась цензура.
19 ноября 1825 г. в Таганроге скончался император Александр Павлович.
Николай I: «мрачное тридцатилетие». Теория «официальной народности».
После неожиданной кончины бездетного Александра I в стране возник династический кризис. Престол должен был перейти к Константину, брату почившего царя, однако ещё при жизни А. Константин отрёкся и женился на польской графине, что дополнительно лишало его права на престол. Но Константин был популярен в войсках, а порядок престолонаследия, установленный Павлом I многими воспринимался в качестве условности. К тому же официально общество не было проинформировано об отречении Константина. Войска присягнули Константину, который отказывался вступать на престол и не желал официального отречения. Были отчеканены монеты с портретом Константина. Николай I, не имевший возможности в этих условиях «автоматически» вступить на престол, решил назначить «переприсягу» на 14 декабря. В итоге легитимным органом власти являлся только Сенат.
Восстание 14 декабря 1825 г. : события, участники и последствия (Для самостоятельного изучения)
В первые месяцы 1826 г. по стране прокатились крестьянские и армейские волнения. Среди крестьян распространялись слухи о якобы даровании крестьянам вольностей и земли. Специальным манифестом от 12 мая 1826 г. Николай I опроверг распространившееся среди крестьян мнение о вольностях.
Особым указом от 3 июля 1826 г. собственной его величества канцелярии было образовано III отделение (впоследствии его назвали «жандармским»). Цель новой организации – борьба с «государственными», политическими преступниками. Шефом жандармов был назначен остзейский помещик А.Х.Бенкендорф.
В том же 1826 г. был издан новый цензурный устав (См.: Хрестоматия Ю.И.Смыкова).
Кроме этого в тот же год был образован особый секретный комитет во главе с председателем Госсовета графом В.П.Кочуубеем.
Предложения Комитета (от 6 декабря 1826 г.):
- дворянство должно присваиваться не по выслуге а высочайшим пожалованием,
- очищение дворянства от инородцев,
- для выдвинувшихся чиновников и иных граждан предполагалось создать новые сословия: «чиновных», «именитых» и «почётных граждан»,
Крестьяне не могли быть переведены в дворовые без земли. Но на свободу они могли быть отпущены как с наделом, так и без него.
Предполагалось, что Государственный совет должен был стать исключительно законосовещательным органом.
Сенат разделялся на два учреждения: судебное и законосовещательное.
С 1827 г. было запрещено принимать детей крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. был издан новый школьный устав. Новый министр народного просвещения А.С.Шишков. Образование приобретало сословный характер. Преемственность начального, среднего и высшего образования (1803 г.) была нарушена. В школах вводились телесные наказания. Очень жёсткой проверке подвергались частные пансионы и школы.