Россия при первых Романовых.

С 1547г. по начало 18в., в период сословно-представительной монархии в России, в основе официальной концепции власти лежали 4 основные идеи:

1.богоустановленность власти,

2.патерналистский характер власти,

3.царь – непосредственный наместник Бога на земле, в отличие от европейских королей, считавшихся лишь Божьими помазанниками,

4.православное царство – как гармоничный мир, т.к. основано на истинной вере, правде и справедливости, управляемой Богом и царем.

Итогом русской истории должно стать введение царем своего богоизбранного народа (по библейской аналогии Русское царство считалось «новым Израилем») в Царство Божие. Легитимность обосновывалась 2 главными постулатами:

1.происхождение Рюрика от некоего Пруса – брата римского императора Августа,

2.санкция византийских императоров на власть В. Мономаху, что ознаменовалось передачей ему определенных регалий.

После смерти Ивана Грозного, с 1584г. русская монархия из наследственной фактически превратилась в избирательную, т.к. все 7 царей до Петра I либо избирались, либо утверждались на престоле Земскими соборами, включая и самого Петра, избранного на царство 27 апреля 1682. Каждый раз избрание санкционировалось утвердительной грамотой за подписью избирателей, что считалось необходимым условием легитимности нового царя. Власть государя рассматривалась как обязанность, возлагаемая Богом, от которой он не может уклониться.

 

В начале мая 1613г. в Москву торжественно вступил новый царь – Михаил Федорович (1613-1645), представитель династии Романовых, которые будут править Россией до февраля 1917 года. Новый царь именовал себя внуком Ивана Грозного и племянником Федора Ивановича, последнего царя из династии Рюриковичей. Дед Михаила Федоровича Романова был родным братом первой жены Ивана Грозного Анастасии и, следовательно, дядей царя Федора Ивановича. Патриарх Филарет вернулся из польского плена только в 1619г., и именно он стал править Россией за спиной сына. Его, как и царя, именовали «великим государем».

Однако же, модернизация страны оказалась отложенной почти на столетие. Напротив – упрочилось крепостное право, окончательно зафиксированное в Соборном Уложении 1649г. И только народные бунты, вплоть до восстания Степана Разина, напоминали о той высокой цене, которую платит народ за успокоение. Реформы патриарха Филарета:

1.проведение учета земельного фонда (дозоры – описания запустевших селений),

2.введение «дворовой четверти» как единицы податного обложения,

3.устроение церковной организации (патриаршие приказы),

4.Военная реформа 30-х гг.: образование «полков нового строя» по европейскому образцу. Солдатские, рейтарские, драгунские части. Для командования стали приглашать иностранцев.

 

Сын Михаила – Алексей Михайлович Тишайший (1645-1676). При Алексее Михайловиче была реорганизована система управления государства, став предпосылкой будущих реформ Петра I.

Органы власти:

- Боярская Дума, в которую входили бояре и окольничие, думные дворяне – незнатные люди. Четвертый думный чин – думные дьяки. Численность доходила до 100 чел. Ведение Думы: внешняя политика, законодательство, введение налогообложения, местнические споры.

- Ближняя (тайная) Дума – группа наиболее доверенных лиц близ царя. Именно ее роль при Алексее Михайловиче неуклонно возрастала.

Законодательство включало в себя царскую инициативу, коллективное решение бояр и последующее утверждение царя. Согласно Соборному Уложению 1649г. приговоры (решения) Боярской Думы являлись законодательным источником наравне с царскими указами. Общая законодательная формула 17в.: «царь указал и бояре приговорили».

 

Земские соборы 17в.: сильный рост представительства низших сословий. С 1613 по 1622гг. Земские соборы являлись постоянно действующим учреждением. Всего известно 57 соборов, из которых 46 относятся к 17в.

Этот институт выражал общественное мнение населения, исполняя наблюдательно-контрольную функцию. Обязательным условием легитимности важнейших государственных событий являлось народное одобрение. Систематический созыв Земских Соборов объясняется слабостью центральной власти, которая не могла без помощи дворянства и верхушки посада наладить восстановление разоренной интервенцией страны.

Когда власть окрепла, а на местах сложилась развитая система воеводского управления, Земские Соборы начинают созываться от случая к случаю, в основном при необходимости найти в среде дворянства поддержку предпринимавшимся правительством сборам средств и людей для военных нужд.

Фактически прекращает деятельность после 1653г., когда последний Земский Собор полного состава вынес решение о принятии Левобережной Украины в российское подданство. Последовавшие за ним Земские соборы, по существу, являлись совещаниями правительства с отдельными категориями населения по вопросам внутренней политики. 80-е гг., характеризующиеся утверждением абсолютизма в России и ликвидацией остатков сословно-представительной монархии, положили конец деятельности Земских соборов. Обладая сильной армией и развитым бюрократическим аппаратом, абсолютная монархия не нуждалась в созыве представителей сословий для получения поддержки проводимой внутренней и внешней политики.

Главной опорой монархии, превращающейся в абсолютизм, становятся бюрократия и армия. Увеличивается количество приказов (до 90), в т.ч. постоянных – не более 50. Отсутствие четкого разделения функций. Подчинялись царю и Боярской Думе. Приказы общегосударственной компетенции:

- Разрядный (распределение по службе),

- Поместный (ведение поместными и вотчинными землями Центральной России, наделение феодалов землей),

- Ямской (организация государственной почты),

- Приказ Каменных дел (государственное строительство),

- Большой приход (сбор таможенных доходов),

- Новая четь (сбор кабацких доходов),

- Большая казна (контроль над казенной промышленностью и торговлей, чеканка монеты),

- Разбойный (уголовные дела),

- Земский (преступления в столице).

Ряд приказов действовал на определенной территории (Владимирская четверть, Приказ Казанского дворца). Сибирский приказ – ведение Сибирью и контроль над сбором ясака (натуральный налог пушниной от нерусских народов Сибири).

- Челобитенный приказ – высшая апелляционная инстанция.

- Приказ тайных дел – контроль над деятельностью всех государственных учреждений.

- Казенный приказ – хранение казны.

- Посольский приказ – внешняя политика, руководство присоединяемыми землями Поволжья. Сибири, Приуралья и западных областей.

- Стрелецкий, Казачий, Пушкарский приказы – отдельные рода войск.

Реформа приказов заключалась в объединении приказов в группы с целью упрощения громоздкого бюрократического механизма, что подготовило реформу центрального управления при Петре I. Ведь необходимое условие становления абсолютизма – это развитие органов государственного управления. Государственные органы должны были стать действенными механизмами реализации самодержавной воли, суверенными от влияния сословий. А это, в свою очередь, требовало укрепления централизации управления, дальнейшего выстраивания исполнительных структур в центре и на местах, усиления бюрократического и административного начала.

Местное управление: страна делилась на уезды, волости и станы. В пограничье сажали воевод, которым передавались функции военачальника, главного администратора и судьи по гражданским и уголовным делам. Воевода отвечал за сбор налогов, выполнение повинностей, имел полицейские полномочия. Постепенно воеводская власть распространяется на всю страну, оттесняя на 2-й план органы земского самоуправления (земские и губные избы). Всего 250 уездов, которые формируют также в группы, как и группы городов – в разряды (Тульский разряд к югу от Оки как военно-административный округ).

В 1676г. царем стал 15-летний Федор Алексеевич. Реформы:

1.перепись населения (1678),

2.налоговая реформа (1679-1681),

3.сосредоточение местного управления в руках воевод (1679),

4.отмена местничества (1682).

5.основание Славяно-греко-латинской академии (1687),

6.увеличение «полков нового строя» до 80% в составе Вооруженных Сил.

Местничество также ограничивало власть царя. Институт местничества гарантировал боярам, служилым людям по отечеству (дворянство) и гостям (богатые купцы) право занимать место в гражданской или военной иерархии соответственно их происхождению, благородству, знатности и чину их предков, что вместе взятое входило в понятие «честь». Местничество ограничивало царя в служебных назначениях и защищало бояр, дворян и купцов от царского произвола.

Царь Федор умер в 1682г., за месяц до 21 года. Вспыхнувшее восстание в Москве провозгласило царями Ивана и Петра, при регентстве царевны Софьи (1682-1689гг.). Во главе правительства встал фаворит князь В.В. Голицын, партия Милославских. Политика Софьи:

1.два похода на Крым (1687, 1689),

2.«Вечный мир» с Польшей (1686), по которому за Россией окончательно закреплялись Украина с Киевом, а также Запорожская Сечь,

3.Нерчинский договор с Китаем о разграничении в Приамурье.

В 1689г., потерпев поражение в борьбе с братом Петром, Софья была отправлена в Новодевичий монастырь.

 

Характеристика права 17в.

В 16-17вв. значение обычая было еще больше, чем закона. Идея правотворчества пока не признавалась, а нерушимость старины являлась общим лозунгом всех субъектов управления и населения. Сами цари свой авторитет ставили ниже старины, признавая, что по своему усмотрению они не могут творить право. Порядок, учреждения стояли под защитой старины, старых обычаев, и считались неприкосновенными ни для чьей воли. Благодаря тому, что обычай и традиция имели большее значение, чем воля царей, последним не удалось осуществить идеал неограниченной самодержавной власти.

Это – патриархальная монархия, внешне ограниченная аристократией, представительными учреждениями и церковью, как институтом, а внутренне – обычаем, традицией, законом, православной догматикой. Московское царство в отдельных аспектах приближалось к деспотической монархии, но отнюдь не было тождественно форме «восточной деспотии». Отличия:

1.наличие учреждений и институтов, ограничивавших власть государя.

2.важная роль светских законов в управлении и суде.

3.разнообразие источников права (царь, Земский Собор, Боярская Дума, церковь).

4.слабое развитие регулярной армии и бюрократии.

5.отсутствие государственного регулирования экономики при наличии церковной и вотчинной собственности и слабом развитии рабства (по максимальным подсчетам количество холопов не превышало 10% населения).

6.общество в разных формах участвовало в государственном управлении, а власть для законности своих действий нуждалось в санкции общества.

7.права человека защищались законом, обычаем, традициями, различными гарантиями и сдержками.

Тем не менее, введение единого для всей страны и напечатанного кодекса законов – СУ 1649г., сделало возможным унификацию и упорядочение правовых норм, а также судоустройства и судопроизводства на территории всего государства.