Философия XVII-XIX в.

 

Эмпиризм и рационализм XVII века

Философия эпохи просвещения XVIII века

Немецкая классическая философия

Исторические условия развития философии – переход от феодализма к буржуазному обществу, ослабление духовенства и влияние выбранного Западной Европой пути развития цивилизации (технический, научный прогресс).

Основной приоритет философии этого времени – вопросы познания.

 

Течения философской мысли XVII века:

Рационализм – направление, согласно которому основа бытия- разум (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)

 

 

Спиноза – природа есть Бог, только на есть мир творящий и создает мир сотворенный. В познании выделяет три ступени: чистое познание (вытекает из разума человека) и чувственное познание. Выдвигал идею детерминизма (обусловленности в природе), доказывал единство свободы и необходимости. Чтобы познать единство свободы – надо познать необходимость Бога.

 

 

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

 

В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию «опыт». Как теоретическое направление рассматривающее процессы мышления и познания, которое в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт (профессиональное чутье, наитие). А в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Сторонники идеалистического течения рассматривали «Э.» как внутреннее переживание субъекта, одну из форм чувственного восприятия, интуитивного созерцания поставленной цели (проблемы). Выйти за грань эмпиричного, значит выйти за рамки накопленного опыта, устоявшихся, общепринятых теорий, или же за рамки материального восприятия реальности.

 

Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного (Аристотель: ή μέν έμπειρία τών χαθ ' έχαστόν εστι γνώσις — singularium cognitio). Но единичное можно понимать как:

субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте;

восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.

Путь паука – знания из чистого разума;

Путь муравья – сбор фактов;

Путь пчелы – причины, препятствующие познанию:

Идол рода (естественные недостатки разума)

Идолы пещеры (особенности конкретного человека)

Идолы театра (препятствия, основанные на некритически усвоенных знаниях)

Гоббс – материалист; матеря – вечна, отдельные тела – временны, движение материи – механическое перемещение тел в пространстве, также двигаются и человек и общество, религия не наука, и есть лишь средство обуздания масс; задача философии – достижение практических результатов, а основной метод познания – опыт. Выдвинул идею совместного договора как основу государства. Сознание – чистая доска для опыта. Источником опыта является внешний мир. Выдвинул идею о том, что идеалом гос-ва является построенное на разделении властей, он выделял законодательную, исполнительную (в т. ч. судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Субъективный идеализм – единственная реальность в мире – идея только в человеке, посему сознание – единственная объективная реальность, вне которой пустота.