СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.

Лекция 7

Тема:

 

План

1 вопрос. Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности.

2. Международный туризм в Северной Америке

3. Международный туризм в Латинской Америке

1 вопрос. Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности.

 

За послевоенные десятилетия международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете.

Помимо Европы, являющейся традиционным туристским центром, активно посещают страны Америки, Африки, Азии, Австралии, Океании. Если с 1950г. в мире было зарегистрировано 25 миллионов туристов, в 1997 их количество достигло 592, 9 млн., а доходы от международного туризма составили свыше 425 млрд. долларов.

По данным ВТО, за 1993 г. вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,9 трлн. долларов, что эквивалентно 10, 9 % мирового валового внутреннего продукта. Это позволило туризму занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире возрастет в 2 раза и достигнет миллиарда туристских прибытий к 2010 г.

В 1993 г. международный туризм обеспечил свыше 11% международных инвестиций и внес в бюджет государств в виде налогов 302 млрд. долларов.

Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решить проблемы занятости и оздоровления населения.

Основу современного туристского рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска рабочим и служащим. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса.

Международные туристские связи стали важной составляющей частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющей рабочие места миллионам людей и взаимодействующая почти со всеми отраслями хозяйства. По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC) на 1997 г., в сфере туризма в общей сложности работало 260 млн. человек. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые кампании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, выступают катализатором экономического развития.

Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют значительные хозяйственные ресурсы.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающим ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемого туристами во время заграничного путешествия. Это прежде всего, услуги:

1. По доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране посещения (транспорт);

2. По размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);

3. По обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.)

4. По сбыту туристского продукта, это услуги турагенств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах;

5. По рекламе турпродукта;

6. По удовлетворению культурных потребностей (посещение достопримечательностей, музеев, выставок);

7. По удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных совещаниях);

8. Торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения);

9. Контрольно-административных органов (оформление документов, пограничный, таможенный контроль);

10. Служб охраны природы, памятников, музеев;

11. Информационных служб для туристов;

12. По обеспечению туристов средствами связи (почта, телеграф, телефон, факс);

13. Средств информации (телевидение, газеты, журналы);

14. Государственных туристских органов;

15. Иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций;

16. Страховых компаний;

17. По удовлетворению потребностей в развлечениях (казино, аттракционы, ночные клубы);

 

Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства:

1. Ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий

2. Сезонный цикл в производстве туристских услуг

3. Высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей

Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:

1. Увеличивает местные доходы

2. Создает новые рабочие места

3. Способствует развития отраслей, ориентированных на производство туристских услуг

4. Развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах

5. Увеличивает валютные поступления в бюджет страны

 

Туризм является одним из немногих наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму можно объяснить рядом факторов:

1. Для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений

2. На туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так и средние, так и малые фирмы и кампании

3. Туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал

Помимо влияния на экономику, международный туризм оказывает влияние на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь они влияют на туризм.

Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, её значения в глазах мирового сообщества.

В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, инфляцию, нарушений традиций местного населения.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, но при этом наблюдаются некоторые отличия.

Так государства с положительным балансом по поступлению от туризма, на пример США, Испания, Португалия, нередко имеют отрицательный баланс в торговле, а государства с отрицательным балансом по туризму имеют положительный баланс в торговле, как например Германия и Япония.

Коме того, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами. Так товарообмен между индустриальными странами, прежде всего, является внутриотраслевым, т.е. осуществляется обмен продуктами одинаковой категории, например торговля продуктами питания между европейскими государствами или торговля автомобилями между США и Японией. Что касается туризма, то здесь обмен аналогичными продуктами также осуществляется, например, в сфере культурного туризма, но в меньших масштабах. В большинстве случаев происходят обмены традиционными видами туризма. Так, жители северных европейских государств посещают средиземноморские курорты, а жители южных стран предпочитают отдыхать на европейских курортах.

Международный туризм, как и внешняя торговля, отражает такое разделение труда, при котором в экспорте ведущее место занимают индустриально развитые страны.

По мере развития международного туризма все государства можно разделить на две категории: государства, являющиеся поставщиками туристов, и государства, принимающие туристов. К странам-поставщикам туристов относят индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих сограждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. При этом это страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австралию.

К принимающим туристов относят страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Кипр, Испания, Португалия, Египет), а также страны развивающиеся (.Марокко, Тунис, Багамские острова, и т.п.).

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми (выездной туризм) следует особое внимание уделять привлечению зарубежных туристов, чтобы как можно больше денег в страну ввозилось и тратилось. Правильно продуманная, динамичная и профессионально осуществляемая политика в сфере развития национального туризма приносит государству большую экономическую выгоду.