Оценка уровня развития интеллекта. Нарушения интеллекта.

Первоначальные оценки уровня развития интеллекта сводились к определению коэффициента интеллектуальности IQ, который предложил В.Штерн. Этот коэффициент характеризует интеллект индивида относительно средних значений контингента, сходного с испытуемым по возрасту и направлению профессиональной деятельности. Он применяется и сегодня, однако его интерпретация существенно изменилась. Если ранее по его величине судили об интеллекте как общей врожденной способности, то сейчас его воспринимают лишь как индикатор умственного развития, степени сформированности некоторых интеллектуальных навыков, обусловленных влиянием природных задатков, системы обучения и среды пребывания.

Нарушения интеллекта в основном описываются на основании различной степени снижения способности к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Зачастую для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее часто выделяют такие нарушения как:

1. Деменция – психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся в нарушениях ориентировки, способности к обучению.

2. Умственная отсталость – состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей (когнитивных, речевых, моторных, социальных), обеспечивающих общий уровень интеллектуальности.

Олигофрении – это врожденные или рано ( до 3-х летнего возраста) приобретенные состояния психического недоразвития с преимущественным поражением интеллекта.

По степени выраженности проявлений выделяют:

1. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Наблюдается конкретно-образная речь, способность к самообслуживанию и способность к обучению. Коэффициент интеллектуальности 50-69, что соответствует умственному возрасту 9-12 лет.

2. Имбецильность – умеренная или тяжелая умственная отсталость. Наблюдается фразовая речь, инстинктивная деятельность и минимальная способность к самообслуживанию. Коэффициент интеллектуальности при умеренной умственной отсталости равен 35-49, что соответствует умственному возрасту 6-9 лет. При тяжелой умственной отсталости 20-34, что соответствует умственному возрасту 3-6 лет

3. Идиотия – глубокая умственная отсталость. Речь отсутствует, наблюдается лишь инстинктивная деятельность. Коэффициент интеллектуальности менее 20, что соответствует умственному возрасту до 3 лет.

Умственная отсталость может быть вызвана рядом причин, среди которых: истинная микроцефалия, хромосомные аберрации, вирусные инфекции, воздействие токсических факторов во время беременности, резус-конфликт, асфиксия плода, родовые травмы, ЧМТ и интоксикации раннего детского возраста, вследствие инфекций раннего детского возраста.