Метод сходства
По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны в одном и различны во всех других обстоятельствах.
Метод сходства называют методом нахожденияобщего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.
Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболевания дизентерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных заболеваний в летнее время:
А — питьевая вода из колодцев;
М — вода из реки;
В — молоко;
С — овощи;
F — фрукты.
Информация об условиях питания пациентов представлена в таблице (рис. 53).
Случаи (пациенты) | Предшествующие обстоятельства | Результат | ||||
вода из колодца А | вода из реки М | молоко B | овощи C | фрукты F | (заболевание) d | |
№1 | + | - | + | + | - | + |
№2 | - | + | + | - | + | + |
№3 | - | + | + | + | - | + |
Рис. 53
Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции основой для заключения о том, что распространение дизентерии связано, по-видимому, с употреблением молока (В). В дальнейшем этот правдоподобный вывод получил подтверждение: продававшая молоко женщина оказалась бациллоносителем дизентерии.
Схема рассуждения по методу сходства имеет следующий вид:
Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.
(1) Требуетсяобщее знание о возможных причинах исследуемого явления. В приведенной схеме эту роль выполняют обстоятельстваА, М, В, С, F, каждое из которых предшествует d и может выступать его самостоятельной причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения:
«А либо М, либо В, либо С, либо F вызывают d».
(2) Из предшествующих должны бытьисключены (элиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при отсутствии А и F — в третьем. Тем самым обстоятельстваА, С, F и М элиминируются, ибо отсутствующее не может быть причиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении.
«Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d».
Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования негативного знания, т.е. знания о том,чем не было вызвано исследуемое явление d. Тем самым сужается круг возможных его причин. -
(3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяютсходное и повторяющееся в каждом из рассмотренных случаев, которое и будет вероятной причиной явления. В приведенной схеме в каждом из трех случаев повторяется обстоятельство В. Значит, позитивно подтверждается заключение о том, что В является причиной d.
В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения. Схема рассуждения имеет следующий вид:
Обоснованность полученного с помощью метода сходства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.
В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельстваА, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытое дизъюнктивное множество — <А v М v В v С v F>. Тем самым не исключается существование некоего обстоятельстваX, которое остается до сих пор неизвестным и является реальной причиной d. Повторяющееся же обстоятельство Вможет оказаться лишь сопутствующим. При этом в каждом из трех случаев В могло взаимодействовать с другими обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — с F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что Впредставляет собой сложное явление, одно из составляющих которого является подлинной причиной d.
Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.
Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известнывсе предшествующие обстоятельства, которые составляютзакрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельствне вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.