Метод сходства

По методу сходства сравнивают несколько слу­чаев, в каждом из которых исследуемое явление насту­пает; при этом все случаи сходны в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Метод сходства называют методом нахожденияоб­щего в различном, поскольку все случаи заметно отличают­ся друг от друга, кроме одного обстоятельства.

Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболева­ния дизентерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных забо­леваний в летнее время:

А — питьевая вода из колодцев;

М — вода из реки;

В — молоко;

С — овощи;

F — фрукты.

Информация об условиях питания пациентов представ­лена в таблице (рис. 53).

 

Случаи (пациенты)   Предшествующие обстоятельства   Результат  
вода из колодца А   вода из реки М   молоко B   овощи C   фрукты F   (заболе­вание) d  
№1   + - + + - +
№2   - + + - + +
№3   - + + + - +

 

Рис. 53

Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции основой для заключения о том, что распростране­ние дизентерии связано, по-видимому, с употреблением мо­лока (В). В дальнейшем этот правдоподобный вывод получил подтверждение: продававшая молоко женщина оказалась бациллоносителем дизентерии.

Схема рассуждения по методу сходства имеет следую­щий вид:

 

Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.

(1) Требуетсяобщее знание о возможных причинах исследуемого явления. В приведенной схеме эту роль выпол­няют обстоятельстваА, М, В, С, F, каждое из которых пред­шествует d и может выступать его самостоятельной причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения:

«А либо М, либо В, либо С, либо F вызывают d».

 

(2) Из предшествующих должны бытьисключены (элиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при от­сутствии А и F — в третьем. Тем самым обстоятельстваА, С, F и М элиминируются, ибо отсутствующее не может быть при­чиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении.

«Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d».

Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования негативного знания, т.е. знания о том,чем не было вызвано исследуемое явление d. Тем самым сужает­ся круг возможных его причин. -

(3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяютсходное и повторяющееся в каждом из рассмот­ренных случаев, которое и будет вероятной причиной явле­ния. В приведенной схеме в каждом из трех случаев повторя­ется обстоятельство В. Значит, позитивно подтверждается заключение о том, что В является причиной d.

В общем виде логический механизм индуктивного ме­тода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умоза­ключения. Схема рассуждения имеет следующий вид:

 

Обоснованность полученного с помощью метода сход­ства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев ис­следовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди кото­рых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Харак­терная для неполной индукции незаконченность опыта прояв­ляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.

В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельстваА, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытое дизъюнктивное множество — <А v М v В v С v F>. Тем самым не исключается существова­ние некоего обстоятельстваX, которое остается до сих пор неизвестным и является реальной причиной d. Повторяю­щееся же обстоятельство Вможет оказаться лишь сопут­ствующим. При этом в каждом из трех случаев В могло вза­имодействовать с другими обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — с F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что Впредставляет собой сложное явление, одно из составляющих которого является подлинной причиной d.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристи­ческую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точ­но известнывсе предшествующие обстоятельства, ко­торые составляютзакрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельствне вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.