Основы межбюджетных отношений в РФ
Межбюджетные отношения— это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу:
- разграничения видов расходов и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы;
- распределения между бюджетами разных уровней регулирующих налогов по временным нормативам, утверждаемым на каждый год;
- перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой, а также между бюджетами того же уровня в разных формах.
Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
— равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Формирование российской модели бюджетного федерализма началось в 1991 г. вместе со становлением в России федеративного государственного устройства. Сегодня можно говорить о том, что развитие межбюджетных отношений прошло несколько этапов.
До 1991 г.сбалансированность территориальных бюджетов всех уровней достигалась утверждением индивидуальных нормативов закрепления доходных источников и централизованных дотаций. Их основу составляли многочисленные ведомственные нормы расходов. Данная система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного соподчинения региональных и местных органов власти.
В 1991—1993 гг.в условиях стихийной децентрализации бюджетной системы распределение финансовой помощи проводилось в рамках индивидуальных договоренностей с применением дифференцированных нормативов отчислений от основных федеральных налогов (прежде всего НДС) и прямого согласования объемов дотаций из федерального бюджета. В результате проведенной в конце 1993г. первой реформы межбюджетных отношений были установлены единые (за исключением отдельных республик) нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ.
За период с 1993 по 1997 г. резко возросло число дотационных бюджетов. Если в 1993 г. их было 54 (61% общего числа), в 1995 г. — 78 (88%), в 1996 г. - 75 (84%), то в 1997 г. - 81 (91%). Это являлось лишним доказательством того, что сложившаяся к середине 90-х гг. система межбюджетных отношений лишь частично соответствовала внешним признакам бюджетного федерализма. Ее главными недостатками являлись следующие:
- расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы не в полной мере были обоснованы и закреплены;
- отсутствовал комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ;
- региональные власти не были заинтересованы в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов, а помощь, которую регионы требовали от федерального правительства, значительно превосходила его возможности;
- недостаточная нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.
- В 1998 г. Правительством РФ была подготовлена и принята «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 гг.» (вторая реформа). Основная цель данной Концепции состояла в том, чтобы осуществить поэтапный переход к принципиально новой методике распределения трансфертов, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий.
- В настоящее время заканчивается третья реформа межбюджетных отношений, которая должна привести отношения к настоящему федерализму.
Раздел IV. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.