Пятая или пятая и шестая справа цифры вводятся не для всех подшипников и обозначают их конструктивные особенности.
Подшипники имеют условные обозначения, состоящие из цифр и букв.
Две первые цифры, считая справа, обозначают для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм внутренний диаметр подшипников, умноженный на 5.
Третья цифра справа совместно с седьмой обозначают серию подшипников всех диаметров, кроме малых (до 9 мм).
Предусмотрены следующие серии подшипников и их обозначения:
§ особо легкая — 1;
§ легкая — 2;
§ средняя — 3;
§ тяжелая — 4;
§ легкая широкая — 5;
§ средняя широкая — 6
и другие.
Четвертая справа цифра обозначает тип подшипника:
§ 0 — радиальный шариковый подшипник однорядный;
§ 1 — радиальный шариковый подшипник двурядный сферический;
§ 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
§ 3 — радиальный роликовый двухрядный сферический;
§ 4 — роликовый с длинными цилиндрическими роликами или иглами;
§ 5 — роликовый с витыми роликами;
§ 6 — радиально-упорный шариковый;
§ 7 — роликовый конический;
§ 8 — упорный шариковый;
§ 9 — упорный роликовый.
Например, наличие встроенных уплотнений, наличие стопорной канавки, угла контакта шариков в радиально упорных подшипниках и т. п.
Класс точности проставляют через тире перед условным обозначением подшипника.
Например: 5−210
Цифры (две первые справа) 10 обозначают внутренний диаметр, который равен 10·5 = 50 мм.
Цифра 2 (третья справа) — обозначает серию. В данном случае — легкая серия.
Подшипник радиальный шариковый однорядный, так как отсутствует четвертая, пятая и шестая цифры, а нули, стоящие левее последней значащей цифры, отбрасывают для упрощения обозначения часто применяемых подшипников.
Класс точности подшипника — 5.
С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников, включая посадку колец в изделии.
Для внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников с номинальным размером присоединительного диаметра d свыше 18 до 30 мм в зависимости от класса точности подшипника приведены допуска, мкм:
Класс точности | Т | |||||
Допуск на диаметр отверстия dm | 2,5 | |||||
Непостоянство ширины кольца | 2,5 | 1,5 | ||||
Биения торца относительно отверстия | 1,5 | |||||
Радиальное биение дорожки качения | 2,5 | 2,5 | ||||
Осевое биение дорожки качения | 2,5 | 2,5 |
Допуски параметров подшипников установленные по классам точности от 8-го до Т, близки к значению допусков по квалитетам от 8-го (IT8) до 2-го (IT2) ЕСДП.
Точность тел вращения очень высокая и составляет в среднем по разномерности в одном подшипнике 1 мкм.
Стандартом установлены предельные отклонения и допуски как на присоединительные диаметры D и d колец подшипников, так и на их средние диаметры Dm и dm.
Средние диаметры Dm и dm вычисляют как среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего диаметров, измеренных в двух крайних сечениях колец.
Кольца в свободном состоянии считаются годными, если одновременно их действительные размеры по D, d и по Dm и dm находятся в заданных пределах.
Расчет значений параметров посадок колец подшипников качения проводится по предельным отклонениям Dm и dm и эти же значения принимаются при расчете сборочных размерных цепей механизмов машин.
ГОСТ 3325-85 устанавливает следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипников качения по Dm и dm:
§ для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника:
Ldm, L8, L7, L0, L6X, L6, L5, L4, L2, LT;
§ для среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника:
lDm, l8, l7, l0, l6X, l6, l5, l4, l2, lT.
где Ldm — обозначение поля допуска для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника;
lDm — обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника;
L, l — условные обозначения основного отклонения соответственно для среднего внутреннего диаметра внутреннего кольца и среднего наружного диаметра наружного кольца подшипника;
8; 7; 0; 6Х; 6; 5; 4; 2; Т — классы точности подшипников по ГОСТ 520-89.
Посадки наружного кольца с отверстием корпуса изделия выполняют в системе вала и поле допуска наружного диаметра наружного кольца располагается как для основного вала, т. е. «в минус» от нулевой линии.
Посадки внутреннего кольца с валом изделия осуществляется в системе отверстия, но поле допуска внутреннего диаметра внутреннего кольца располагается от нулевой линии «в минус» (рис 1.7.1 б).
Таким образом, для всех классов точности верхнее отклонение присоединительных диаметров по Dm и dm равно нулю.
Применение системы отверстия и системы вала в посадках колец подшипников с валом и отверстием корпуса обеспечивает их полную взаимосвязь и быстрый демонтаж и монтаж в условиях эксплуатации.
Рис. 1.7.1 — Шариковый однорядный подшипник качения:
а — конструкция; б — схема расположения полей допусков по классам точности на средние наружный диаметр наружного кольца и внутренний диаметр внутреннего кольца подшипников качения