Вопрос № 4. Государственный долг и государственный кредит.

Государственным долгом РФявляются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а текущий госдолг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил. Формы долговых обязательств:

1. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками,
иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2. Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3. Договора и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от
бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4. Договоры о предоставлении России гарантии;

5. Соглашения и договоры о реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внутренний государственный долг Российской Федерации - обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

Общегосударственный долг - понятие широкое и включает задолженность не только Правительства России, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств субъектов РФ и условия их выпуска определяются на местах.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности

субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального

образования. Он полностью без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом,

составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства субъекта РФ и муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов , осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ и муниципальным
образованием;

3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ и муниципальным образованием
бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении региональных и муниципальных гарантий.

Госдолг субъектов РФ и муниципальных образований складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ и муниципальных
образований;

б) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ и муниципальным
образованием;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам, полученным от бюджетов других уровней;

г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ и муниципальным
образованиям.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления.

Внешний долг РФ складывается из объема задолженности РФ перед правительствами иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Российская Федерация является правопреемником бывшего СССР, который привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации (МВФ, МБРР и др.), которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции. Субъектами внешнего долга России выступают:

- федеральное правительство;

- Центральный банк;

-кредитные и нефинансовые организации;

- местные органы государственного управления.

В качестве долга выступают кредиты, полученные от нерезидентов; еврооблигации,

размещенные федеральными органами власти; кредиты МВФ.

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов. Парижский клуб — это группа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги.

На конец 2001г. внешний долг России составил 151, 2 млрд. долл., в том числе долг государственных органов управления- 111,3 млрд. долл. (долг бывшего СССР составляет примерно 60 млрд. долл.).На 01.07. 2005 внешний долг России составлял 107,6 млрд. долларов. Важная задача России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно. Решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования.

Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора. Долг развивающихся государств перед Россией в 2004г. составил 97 млрд. долл. Около 2/5 внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Афганистан, Ирак. В 1992 г. Россия должна была получить по операциям в счет погашения задолженности 14,2 млрд. долл., а фактически поступления составили 2 млрд. долл. В силу своего бедственного положения развивающиеся страны не способны погасить задолженность, поэтому в настоящее время в рамках Парижского клуба происходит списание части задолженности. Например, Монголии списано 10 млрд. долл.

Государственный внутренний долг неотделим от государственного кредита, то есть займов полученных государством.

Государственный кредит совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физическими и юридическими лицами с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, имущество предприятия и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы и либо ее доход. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Обычно местные органы власти размещают займы, мобилизуя средства для новой коммуникационной системы, дороги, парка.