Формирование и исполнение местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Консолидированный бюджет муниципального районавключает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района. Формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ.

Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Доходы местных бюджетов включают собственные доходы и муниципальные заимствования (в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг). К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан - разовые платежи, размер которых устанавливается местными референдумами ( сходами граждан);
  • доходы от местных налогов и сборов (по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления);
  • доходы от региональных налогов и сборов (по ставкам установленным законами субъектов Российской Федерации);
  • доходы от федеральных налогов и сборов (по нормативам и ставкам, установленным законодательством РФ и законами субъектов Российской Федерации);
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней;
  • доходы от муниципального имущества;
  • прибыль муниципальных предприятий после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых относится к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные доходы.

Финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в различных формах:

  • дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений из региональных и районных фондов финансовой поддержки поселений. Эти фонды создаются в составе расходов соответствующих бюджетов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Распределение средств этих фондов осу­ществляется с учетом численности населения и потребителей дан­ного вида бюджетных услуг, площади территории, уровня душе­вой обеспеченности бюджетными средствами;
  • дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченно­сти муниципальных районов (городских округов) из региональ­ного фонда финансовой поддержки муниципальных районов;
  • субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образо­ваний из фонда софинансирования социальных расходов в составе расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации государственных полномочий за счет фе­дерального и регионального фондов компенсаций. Размер субвен­ций определяется федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год;
  • субсидии для долевого финансирования инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры му­ниципальных образований из фонда муниципального развития в составе расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов включают следующие их виды:

  • решение вопросов местного значения;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и му­ниципальных районов (городских округов);
  • оплата муниципального заказа на поставки товаров, работ и услуг;
  • осуществление отдельных государственных полномочий, переданных местным органам власти;
  • долевое финансирование инвестиционных проектов;
  • долевое финансирование приоритетных социально значи­мых проектов;
  • страхование муниципальных служащих, объектов муници­пальной собственности и предпринимательского риска;
  • иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации и федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета могут использоваться только на инвестиции и не могут быть направлены на обслуживание и погашение муниципального долга.

Положение о бюджетном процессе в конкретном муниципальном образовании разрабатывают самостоятельно представительные органы местного самоуправления.

Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Вопрос №3. Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетный процесс состоит из четырехпоследовательных стадий:

· составление проекта бюджета;

· рассмотрение и утверждение;

· исполнение бюджета;

· составление отчета об исполнении бюджета

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

· финансовые органы (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство и др.);

· органы денежно-кредитного регулирования (Банк России)

· органы государственного (муниципального) контроля

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Участники бюджетного процесса:

· Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

· органы законодательной (представительной) власти

· органы исполнительной власти;

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· органы государственных внебюджетных фондов;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств (администраторы бюджетных средств);

· иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджет­ных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утвержда­ют и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюд­жеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функ­ции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполне­ние бюджетов и государственных внебюджетных фондов, прово­дят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверж­дает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавли­вающий распределение бюджетных ассигнований между получа­телями бюджетных средств), контролирует целевое использова­ние бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени государствен­ной казны.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, Утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере феде­рального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 мес. до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается на:

· бюджетном послании Президента РФ;

· прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию не позднее 1 марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

С 1 января 2006 г. введена в действие новая схема бюджетного процесса, которая состоит из следующих этапов.

До 1 марта текущего года Правительство России утверждает макроэкономический прогноз на три года, уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной вый год.

До 1 апрелятекущего года Правительство РФ рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, уточняет принципы и подходы к распределению бюджетных средств, приоритеты в их использовании; дает поручения по подготовке проектов правовых актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ. В то же время субъекты финансового планирования представляют в Правительство России первую часть докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности.

До 1 маяПравительство Российской Федерации утверждает основные положения доклада Правительства России о результатах и целях бюджетной политики; рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ новые законопроекты, влияющие на расходные обязательства; уточняет основные показатели макроэкономического прогноза. В эти же сроки субъекты финансового планирования представляют в Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обоснование проектов новых бюджетных целевых программ в пределах бюджетных ограничений.

До 1 июняПравительство России рассматривает и утвержда­ет основные направления денежно-кредитной политики, перспек­тивный финансовый план на три года и основные характеристи­ки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год; новые федеральные целевые программы; уточненный объем дей­ствующих обязательств; основные показатели распределения бюджета принимаемых обязательств на три года.

До 10 июняМинистерство финансов Российской Федерации доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и последующие два года.

До 1 июля субъекты бюджетного планирования представля­ют в Министерство финансов распределение средств бюджетов действующих и принимаемых обязательств по бюджетным целе­вым программам и статьям бюджетной классификации (на оче­редной финансовый год); уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности. В эти же сроки Государ­ственная Дума принимает федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета.

До 1 августа Министерство финансов уточняет проект бюд­жета.

До 26 августа Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на оче­редной финансовый год. Одновременно с рассмотрением этого проекта изучается проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год рассматривается в трех чтениях.

До 20 сентября- первое чтение (доходы и дефицит/профицит федерального бюджета, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределение средств бюджета действующих обя­зательств).

До 20 октября - второе чтение (распределение средств бюд­жета принимаемых обязательств между главными распорядите­лями; распределение межбюджетных трансфертов между субъек­тами Российской Федерации). В эти же сроки комитеты Госу­дарственной Думы и Совета Федерации обсуждают доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях их деятельности.

До 15 ноября- третье чтение (федеральный закон о федеральном бюджете в целом; приложение к федеральному закону по каждому главному распорядителю бюджетных средств федерального бюджета). ,

До 5 декабряпроект федерального закона о федеральном, бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации и направляется на подпись Президенту РФ

В целом осуществление реформы бюджетного процесса направлено на формирование эффективной бюджетной системы и ее ориентацию на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства.

В России установлено казначейское исполнение бюджета. Органы исполнительной власти организуют исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех расходов и получателей бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При этом действует принцип единства кассы,который предусматривает зачисление всех доходов, привлечение и погашение всех источников финансирования дефицита бюджета, осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи,которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджета учреждения составляют сметы доходов и расходов и предсталяют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных; обязательств. Бюджетное обязательство - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств составляют платежные и дру­гие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обяза­тельств в пользу юридических и физических лиц.

Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансиро­вание из бюджета сокращается не более чем на 5%, то ввести ре­жим сокращения расходов может руководитель финансовых ор­ганов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим сокращения расходов могут Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Фе­дерации или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществля­ется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использо­вании бюджетных средств).

Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом измене­ния в закон о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать ассигнования между получателями бюд­жетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, Доведенного до получателя.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.

Если лимит бюджетных средств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев сокращения и блокировки рас­ходов бюджета), то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется в соответствии с судебным актом.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету,основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждает законодательный орган.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.

Контроль за исполнением бюджетаосуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля;

· предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;

· текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов и исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);

· последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль осуществляет Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта Федерации, местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

· предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· блокировка расходов;

· изъятие бюджетных средств;

· приостановление операций по счетам в кредитных учреж­дениях;

· наложение штрафа;

· начисление пени;

· иные меры.

Применять эти меры имеют право руководители органов Фе­дерального казначейства и их заместители. Основаниями для применения вышеназванных мер могут быть:

· неисполнение закона о бюджете;

· нецелевое использование бюджетных средств;

· невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств;

· неперечисление или несвоевременное перечисление процен­тов за пользование бюджетными средствами;

· неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;

· несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях лимитам бюджетных обязательств;

· предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением установленного порядка и др.

В соответствии с Инструкцией о порядке применения органа­ми Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утверж­денной приказом Министерства финансов РФ от 26 апреля 2001 г. № 35н, руководители управления Федерального казначейства по субъектам Федерации имеют право применять следующие меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства:

· списывать в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, а так­же подлежащие возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

· списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставлен­ными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

  • взыскивать в бесспорном порядке пени (в размере 1/300 ставки Рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки) за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, и уплату; центов за пользование этими средствами;
  • взыскивать штрафы за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возмездной и возвратной основе, и др.

-