Вопрос №2. Региональные бюджеты и муниципальные финансы.

К региональным бюджетам относятся бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и прочее. С одной стороны, у них свои собственные источники формирования доходов и направления расходования С другой стороны, они занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе. Они получают помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичную финансовую помощь муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу.

 

Сущность и принципы организации финансов субъектов Федерации

 

Финансы субъектов Федерации - это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов этих субъектов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов Федерации являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета и принцип гласности.

Принцип равенства бюджетов субъектов Федерации предполагает

  • установление единых для всех субъектов нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов и единого порядка их уплаты;
  • использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

Формирование и исполнение финансов субъектов осуществляется на основе Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов Российской Федерации.

В решении вопросов организации финансов субъектов Феде­рации участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов. Их полномочия по формированию доходов своих бюджетов заключаются в следующем.

  • Законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляют налоговые льготы.
  • Законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов Федерации о бюджете на текущий финансо­вый год.
  • Исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов Федерации.

Формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации

Доходы бюджетов субъектов Федерации

Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые и ненало­говые.

Налоговые доходы включают:

  • собственные налоговые доходы бюджетов субъектов; эти доходы распределяются между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается за­ коном о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год;
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сбо­ров, размеры которых устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации вклю­чают:

  • доходы от использования имущества, находящегося в соб­ственности субъектов;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и бюджетными учреждениями субъектов;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
  • иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее 3- х лет, при этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов Федерации.

Из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов финансовая помощь в следующих формах:

  • финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • субвенции для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры региональго значения из Федерального фонда регионального развития
  • субвенции из Федерального фонда компенсаций;
  • субсидии для долевого финансирования приоритетных социальных расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • субсидии из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов для реформирования бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ и финансового оздоровления субъектов РФ;
  • бюджетные кредиты сроком до 1 года;
  • иные безвозвратные и безвозмездные перечисления.

Субъект Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

  • обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;
  • предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного субъекта;
  • предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъек­та федерации из федерального бюджета является подписание оглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Феде­ральное казначейство Российской Федерации.

Расходы бюджетов субъектов Федерации

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов федерации состоят из двух групп:

· расходы, совместно финансируемые из федерального бюд­жета и бюджетов субъектов Федерации;

· расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Федерации.

Расходы состоят прежде всего из расходов на содержание бюд­жетных учреждений - оплаты труда, перечислений страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержден­ным сметам или в соответствии с заключенными государствен­ными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся трансферты - обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособии, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физичес­ким лицам (гражданам - предпринимателям).

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предус­матриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации. Бюджетные инвестиции могут предоставлять­ся также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта Феде­рации в уставном капитале указанных организаций. Эти инвести­ции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Федерации и юридическим лицом об участии данного субъекта в собственности субъекта инвестиций. В расходной час­ти бюджетов субъектов Федерации предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законо­дательной власти этих субъектов при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается Порядок расходования средств резервных фондов.

Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу в форме бюджетного кредита, который оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.

Размер дефицита бюджета субъекта Федерации не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Федерации могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание погашение долга этого субъекта.