Представления о сознании в традиционной науке
Сознание как высшая управляющая подсистема человека
Основные понятия
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.
Мотив – побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и социальным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.
Деятельность – целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.
Личность – человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности.
Отношения (личности, субъективные) – присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В западной философии и психологии сознание понимали как:
сцену, на которой разворачиваются события (интроспекционисты);
взаимодействие представлений (И. Гербарт);
постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс);
комбинацию элементов – ощущений и чувств (В. Вундт);
вершину айсберга, незначительную часть психики человека (З. Фрейд);
несуществующий для научной психологии объект (Дж. Уотсон).
Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, отличная от психики животных, порождаемая новыми формами общественного бытия; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».
Характеристики сознания:
направленность на предмет (сознание – всегда сознание чего-либо);
мотивационно–ценностный характер сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта («я» и «не-я»), предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, появление отношения к объектам окружения;
рефлексивная способность – сознание позволяет «сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования»;
социальный характер – сознание есть «результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми». Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека обогащается результатами общественного опыта. Использование языка позволяет человеку строить во «внутреннем пространстве» идеальные объекты, служащие средством реконструкции реальной действительности.