Представления о сознании в традиционной науке

Сознание как высшая управляющая подсистема человека

Основные понятия

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.

Мотив – побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и социальным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.

Деятельность – целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.

Личность – человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности.

Отношения (личности, субъективные) – присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

 

В западной философии и психологии сознание понимали как:

сцену, на которой разворачиваются события (интроспекционисты);

взаимодействие представлений (И. Гербарт);

постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс);

комбинацию элементов – ощущений и чувств (В. Вундт);

вершину айсберга, незначительную часть психики человека (З. Фрейд);

несуществующий для научной психологии объект (Дж. Уотсон).

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, отличная от психики животных, порождаемая новыми формами общественного бытия; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».

Характеристики сознания:

направленность на предмет (сознание – всегда сознание чего-либо);

мотивационно–ценностный характер сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта («я» и «не-я»), предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, появление отношения к объектам окружения;

рефлексивная способность – сознание позволяет «сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования»;

социальный характер – сознание есть «результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми». Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека обогащается результатами общественного опыта. Использование языка позволяет человеку строить во «внутреннем пространстве» идеальные объекты, служащие средством реконструкции реальной действительности.