Руководство подготовкой хозяйств к работе в зимних условиях
На сети железных дорог руководство подготовкой хозяйств к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет постоянно действующий оперативный штаб при МПС России. Общее руководство и контроль за подготовкой путевых хозяйств и кадров к работе в зимних условиях осуществляет рабочая группа ЦП. На железной дороге работает постоянно действующий оперативный штаб во главе с первым заместителем начальника дороги. В состав этого штаба входят начальники служб: пути, перевозок, вагонного хозяйства, электрификации, локомотивного хозяйства, СЦБ и связи и т.д.
В пределах отделения железной дороги функционирует постоянно действующий штаб во главе с первым заместителем начальника отделения дороги. При безотделенческой системе — это постоянно действующий оперативный штаб железной дороги, состоящий из рабочих групп, между членами которых распределены обязанности оперативных штабов отделений дороги.
В пределах сортировочных, грузовых, участковых и крупных пассажирских станций организуется оперативный штаб по снегоборьбе, возглавляемый начальником станции. В этот штаб входят: начальник дистанции пути и его заместитель, начальники локомотивного и вагонного депо, дистанций сигнализации и связи, дистанции контактной сети и представители отдела рабочего снабжения.
Организационно-технические мероприятия по подготовке станции к работе зимой
В соответствии с Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцией МПС по подготовке к работе в зимних условиях хозяйств перевозок, пассажирского и грузового на каждой крупной станции разрабатывается план, устанавливающий порядок и сроки проведения соответствующих мероприятий.
Одним из важнейших мероприятий по подготовке станций к зиме является приведение станционных путей в состояние, обеспечивающее пропуск снегоочистителей и снегоуборочных машин. Для этого с междупутий убирают все материалы верхнего строения пути, детали подвижного состава, мусор, рассыпавшийся груз и сорную растительность. Эта работа выполняется специальными бригадами во главе с дорожным мастером или бригадиром пути.
Если технологическим процессом предусмотрено размещение в междупутье стеллажей, средств механизации для безотцепочного ремонта вагонов, то очистка этих междупутий в зимний период должна производиться работниками вагонного хозяйства. Ответственность за поддержание территории станции в надлежащем состоянии возлагается на начальника дистанции пути и начальника станции. Составной частью технологического процесса работы станции зимой является организация и технология очистки и уборки снега с территории станции. Поэтому
разрабатываемые графики работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов увязаны с действующим графиком движения поездов на прилегающих участках. Для организации работы по уборке снега со станции каждый ее парк разбивается на отдельные зоны (стрелочные горловины и станционные пути). Для этого на схему станции наносятся границы зон и указываются места выгрузки снега. Выписки из оперативного плана очистки и уборки снега вывешиваются в помещениях дежурных по станции, маневровых диспетчеров, дежурных по горкам и паркам.
Качество подготовки станции к зиме проверяется во время осеннего комиссионного осмотра, при котором определяются:
- степень подготовки к зиме территории станции;
- готовность служебно-технических и бытовых помещений, технических обустройств парков, горок, вытяжек;
-качество освещения рабочих мест (горок, вытяжек, путей подгорочного парка, постов списывания в горловинах станций и т.д.);
- состояние путей и стрелочных переводов;
- наличие и состояние тормозных средств, а также ящиков с сухим песком;
- готовность устройств для очистки стрелок;
-наличие горюче-смазочных и обтирочных материалов и топлива;
обеспеченность работников станции спецодеждой и инвентарем;
- укомплектованность кадрами;
- наличие оперативного плана очистки путей и стрелочных переводов от снега и выписок из него.
В течение августа—сентября разрабатываются и принимаются меры по организации технической учебы с первозимниками и закреплению их за опытными работниками станции.
Бесперебойная работа станции обеспечивается также разработкой и использованием специальных технологических мер. В зимний период перед вступлением на дежурство маневровый диспетчер обязан довести до работников смены информацию об ожидаемой погоде и план снегоуборки на путях и в парках, обеспечить своевременное освобождение путей
в парках для механизированной очистки и уборки снега. Занятие путей парков следует планировать с учетом пропуска снегоуборочных машин.
Для обеспечения необходимого темпа расформирования-формирования поездов рекомендуется:
- при сильных снегопадах чередовать пути приема и отправления поездов;
- периодически в промежутках между приемами и отправлениями поездов, а также роспусками составов с горки, переводить стрелки и замедлители во избежание засыпания их снегом;
- перераспределять маневровую работу между горками и вытяжками;
- при необходимости производить надвиг на горку двумя локомотивами;
- при маневрах делить составы на 2-3 части;
-в сортировочном парке производить предварительное подформирование групп вагонов в процессе накопления;
-при роспуске составов с горки не допускать нагона плохих бегунов хорошими, для чего легковесные отцепы распускать с максимально допустимыми скоростями;
- для обеспечения трогания с места при отправлении составы прибывающих поездов необходимо сжать до отцепки локомотива. В этом случае при трогании с места локомотив преодолевает сопротивление не всего состава, а только головной его части.
Зимой особенно тщательно надо следить за созданием благоприятных условий для работников, выполняющих операции на открытом воздухе (составители, регулировщики скоростей и т. д.). Места интенсивной маневровой работы на случай гололеда посыпаются песком, а для этого возле тормозных позиций и в парках устанавливаются ящики с сухим песком. Для составителей и регулировщиков скорости в парках оборудуются теплые помещения для обогрева людей и приема пищи.
Важное значение в работе имеет своевременная уборка снега со станции. Оперативное руководство работой снегоуборочной техники осуществляет начальник станции. Он обеспечивает своевременный пропуск машин на участок работы, дает задания руководителям смен на очистку путей и уборку снега, следит за соблюдением габарита при выгрузке грузов, контролирует соблюдение техники безопасности.
Начальник станции отвечает за выполнение работ по очистке от снега, льда и мусора перронов, пассажирских и грузовых платформ, находящихся на балансе станции, и стрелочных переводов нецентрализованного управления.