Периодизация русской культурной истории
Культура Древней Руси | IX-XIII вв. | |
Московская Русь: содержание культурного феномена | XIV-XVI вв. | |
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения | XVII-XVIII вв. | |
«Золотой» век русской культуры | XIX в. | |
«Серебряный век» русской культуры | последняя четверть XIX в. - начало XX вв. | |
Культурный поворот и культура советского периода | 1917- 1991 |
Языческая культура славян | мифология, пантеон божеств, жречество |
Архаичный культ | Культы земли, воды, Рода и Рожаниц как божества природы и плодородия, огненного бога Сварога, женского божества Мокоши, богини любви и брака Лады, бога Велеса, бога плодородия Ярилы и др. |
Христианство (988)
Значение принятия христианства | - русская культура через контакт с Византией преодолела локальную замкнутость, - православие стало духовной основой Руси: формируется самосознание народа (в язычестве человек не выделял себя из природы, теперь начинается осознание себя и своего места в мире), складывается единство языка, вера стала объединяющим началом славянского народа, - появляются новые ценности, новые формы жизни; православие укрепило строгий, но справедливый отеческий идеал власти, - появляется: каменное строительство, основной тип храма – крестово-купольный, иконография, книжная миниатюра, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов, - происходит становление системы образования при монастырях, - высокого уровня достигло ремесленное искусство (гончарное, ювелирное, металлообработки). |
Особенности христианства на Руси | - двоеверие. Христианство меняло систему ценностей, в силу этого вступило в конфликт с прежним религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народе. Полной победы над язычеством не произошло. Постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, - оно формировало человека нового типа. Этот человек стремился к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира, - Русь не восприняла четко разработанную систему римского права. Православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. Большое значение придавалось совести, христианской морали. - в отличие от религии и основных философских знаний, принятых из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь выработала собственные формы. Византийское заимствование не являлось слепым: - появилась оригинальная русская литература, прежде всего летописание, - каменное зодчество обрело русские особенности: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция, - в живописи наметились две линии: «грекофильствующая» и собственно русская. Монументальный стиль живописи XI в. (крупные размеры фигур, целостная цветовая моделировка, крупные ясные черты ликов) был редким даже для византийского искусства; строгий византийский стиль наполняется более земными чертами. |
Русская культура в условиях татаро-монгольской зависимости | - Исчезновение ряда ремесел, прекращение почти на сто лет каменного строительства, - заимствование ряда слов, вошедших в русский язык - большее проявление монгольского влияния в сфере уголовного права: усиление наказания в Судебниках 1497 и 1550 гг. Документы вводят смертную казнь, наказания кнутом, пытки, чего не было в Русской правде |
НО: | русская культура осталась европейской по своей направленности. |