Технико-экономические параметры грузовых вагонов.
Габариты подвижного состава.
Тормозное оборудование.
Тележки локомотивов и вагонов оборудуются тормозными системами, предназначенные для поддержания установившейся скорости поезда на затяжных уклонах и остановка его на любом участке ж/д пути.
В н.в. применяются два типа тормозных систем:
- механический
- электромагнитный рельсовый тормоз.
Их применяют совместно. Первый применяют при движении по ж/д участкам, второй – для экстренного торможения и быстрой остановки в местах погрузки-выгрузки. Первый – на локомотиве и вагонах, второй – на локомотиве. Приводятся оба тормоза в действие из кабины машиниста.
Для обеспечения безопасности движения по железным дорогам необходимо соблюдать установленные габариты (предельные, поперечные очертания-размеры).
Параметры габаритов определены ГОСТами. Для сети дорог СНГ это ГОСТ 9238-83 (издательство стандартов 1985г).
ГОСТом определены 8 габаритов ПС:
- Т – имеет наиб. р-ры ширины и высоты (для СНГ и МНР)
- Тц – для ЦС и вагонов-самосвалов
- Тпр – для
- 1-Т – В верхней части шире габарита Т
- 1-ВМ(0-Т) – для вагонов стран-участников ОСЖД
- 0-ВМ(01-Т) – как 0-Т, но с незначительными ограничениями
- 02-ВМ(02-Т) – для вагонов ОСЖД, а также ФРГ, Австрии, Югославии, Греции и Европейской части Турции.
- 03-ВМ(03-Т) – для СНГ, Европы и Азии.
Основными параметрами вагона являются:
1. Грузоподъемность.
2. Тара (собственная масса).
3. Осность (кол-во колесных пар).
4. Объем кузова.
5. Площадь пола.
6. Длина и другие размеры вагонов.
Для сравнения вагонов между собой пользуются параметрами:
1. Удельный объем кузова:
,
где V – полный объем кузова, м3.
P – грузоподъемность вагона, т.
2. Удельная площадь пола:
,
где F – полная площадь пола, м2.
3. Коэффициент тары:
- технический
- погрузочный
- коэффициент использования грузоподъемности вагона
- фактическая масса груза в вагоне;
Для изготовления вагонов применяются, обычно, низколегированные стали в виде листового, и фасонного проката и стальных отливок. Соединения в вагонах выполняются электродуговой сваркой (ванадиевыми электродами в среде аргона).
Для снижения тары вагона и увеличения грузоподъемности применяют алюминиевые сплавы, обладающие также антикоррозионными свойствами.
В перспективе возможно использование полимерных материалов и пластмасс со слоистыми и волокнистыми наполнителями, обладающие высокими механическими прочностными характеристиками.