Вопрос № 5. Культура современной Украины: достижения, проблемы, перспективы.

Наука.

В послевоенный период украинские ученые добились достижений, которые расцениваются не только как вклад в украинскую, но и в мировую науку:

1) электросварка, технология и организация производ­ства искусственных алмазов, др.;

2) математики Н.Боголюбов, М.Лаврентьев, В.Глушков, механик М.Янгель;

3) генетик И.Шмальгаузен внесли вклад в развитие фундаментальных и приклад­ных наук;

4) теоретическими и практическими достижениями стали в области кардиологии работы Н.Амосова, в офтальмологии – В.Фила­това, Н.Пучковской, новая методика операций в области отоларинго­логии была разработана А.Коломийчснко.

К середине 80-х годов украинская культура еще прочнее укрепила свое положение как одна из существенных частей мировой культуры.

 

С середины 80-х годов, когда к власти пришел М.Горбачев, начался относительно быстрый процесс демократизации(новое законодательство, демократические выборы, переход к многопартийной системе, ликвидация цензуры). После распада СССР в 1991 г. начался новый этап в развитии украинского общества.

Украина стала независимом государством со всеми его атрибутами:

1) в 1997 г. в стране было зарегистрировано 45 политических партий;

2) был принят Закон о языке, реализация которого могла бы дать эффективные результаты. Значительно расширились контакты с другимн странам, в том числе и культурные;

3) Усилился интерес к прошлому украинского народа, появилась переводная литература ведущих историков - украиноведов (в 1993 г. украиноведение преподавалось в 28 университетах и колледжах США и в 12 университетах Канады);

4) возникают новые издательства;

5) частные и коммерческие учебные заведения;

6) национальные меньшинства Украины получили широкую возможность удовлетворять свои культурные запросы. Так, например, радио в Мариуполе регулярно ведет передачи на греческом языке (в Донецкой области более 100 тысяч греков);

7) оживилась работа церкви, различных религий в целом. Строятся и восстанавливаются церкви, костелы, синагоги;

8) были реабилитированы, стали издаваться писатели, которые были репрессированы, писатели-эмигранты И.Багряный, М. Зеров, В. Стус, В. Винниченко. Были опубликованы произведения А.Довженко, которые не могли быть напечатаны в условиях сталинского режима. Эти процессы с особой силой проявились в областях Западной Украины.

Проблемы:

Но украинская культура в этот период столкнулась с серьезными трудностями, появились острые проблемы, которые не решены до сих пор.

В сложном положении оказалась система образования и воспита­ния. По экономическим причинам только в Донецкой области в 1995 г. было закрыто 140 детских садов. Учителям школ в последнее время систематически задерживают и без того крайне низкую зарплату, резко сократилось или практически почти прекратилось финансирование училищ, техникумов, вузов. В стране растет преступность, в том числе и несовершеннолетних (в 1995 г. они ежедневно совершали более 400 преступлений). Ухудшение условий жизни и работы стало главной причиной того, что в 1992 – 1996 гг. за рубеж выехало 5 тысяч ведущих научных сотрудников.

Парализованным оказался украинский кинематограф, на прилавке магазинов появилось огромное количество низкопробной литературы. В то же время быстро сокращаются тиражи книг. Оптимальным показателем считается, когда на душу населения печатается 12 – 14 книг в год. Если в 1991 г. в Украине этот показатель составлял 3,6, то в 1996 г. – 0,99.

Население в значительной степени было лишено возможности читать периодику (в Донецкой области в 1996 г. только 1 семья из 30 выписывала газеты).

По уровню жизни в 1997 г. Украина занимала 95 место в мире. Большая половины жителей живет ниже черты бедности (в Донецкой области -34%), ухудшение медицинского обслуживания, рост стоимости лекарств, осложнение экологической обстановки, наблюдается увеличение заболеваемости, смертности, снижение рождаемости. В Украине более 6 миллионов больных с сердечно-сосудистой патологией, в Донецкой области только 11 % детей можно считать здоровыми.

В условиях продолжающегося спада промышленного и сельско­хозяйственного производства, платежеспособности предприятий и. населения (летом 1997 г. в Украине было 3,5 миллиона безработных, были закрыты или простаивали сотни предприятий), расходы госу­дарства на культуру резко сократились. В бюджете, планируемом на 1998 г., они должны быть вдвое меньше, чем требуется. Закрываются или перепрофилируются кинотеатры, сокращается сеть библиотек и других учреждений культуры (кстати, зарплата работников этих учреждений самая низкая среди интеллигенции), значительно ослабли связи писателей, композиторов, художников с деятелями культуры СНГ, дальнего зарубежья.

Вывод.Укрепление и развитие независимой демократической Украины, невозможно без прогресса в культурной области. Этот прогресс – самым тесным образом связан с социально-экономическим и политическим. Украинская культура пользуется известностью во всем мире, имеет прочные исторические традиции, ее потенциал будет обязательно реализован.

В начале 20 века культура Украины развивалась сохраняя народные традиции и ориентируясь на западноевропейский процессы в области художественной культуры.

В литературе выделяется «новая школа» украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская) в модерном европейском стиле. Видное место занимают писатели, творчество которых многие годы замалчивалось (В. Винниченко – писатель, драматург; Т. Шевченко; В. Пачовский «Солнца руины» (события 1663 – 1687г)). После революции появляется направление «пролеткультовство» – это было левацкое течение, теоретики которого отрицали значение классического наследия, пропагандировали «пролетарскую» психологию. (Можно выделить деятелей этого направления: В. Блакитный, М. Семенко, В. Сосюра). Украинский футуризм (авангардное течение, отрицание гармонии), возникший до революции, создал в 1922 г. организации «Аспенфут» в Киеве (Ассоциацияпанфутуристов), «Ком-Космос» в Харькове, «Юголиф» в Одессе. В первой половине 20-х годов появляется «теория борьбы двух культур», лидером которой является Д. Лебедь, рассматривая украинскую культуру как отсталую, отрицая необходимость её развития. В 30-годы репрессиям были подвержены писатели М. Зеров, Л. Курбас и мн.др., всего в сталинский режим было репрессировано около 500 укранских литераторов.

В музыке формируется национальный стиль, выделяется творчество М. Леонтовича, К. Стеценко, Я. Степового. Создана Республиканская капелла «Думка» под рук. О. Кошица. Среди исполнителей известны: И. Паторжинский, О. Петрусенко, З. Гайдай.

В области живописи и графики активно работали мастера:А .Мурашко, А. Новаковский, М. Бойчук. Среди них с мировым именем резчик О. Архипенко. Кроме агитационных форм изобразительного искусства заметного прогресса добились станковая графика (М. Жук, В. Заузе) и живопись.

Ликвидация неграмотности в 20-е годы дали к 1924 году около 16-ти тысяч 7-ми летних школ с 1,5 миллионным числом учащихся. В 1927 г. появляется новый тип школ: фабрично-заводские, появились ПТУ,техникумы, университеты. В 1938 г. было около 130 вузов с числом студентов около 124 000.

Таким образом за несколько десятилетий между гражданской и II мировой войнами, культура Украины добилась серьёзных успехов практически во всех областях развития.

В послевоенные годы более жестоким стало идеологическое давление, нарастала новая волна борьбы с «украинским буржуазным национализмом». Примером может служить развернувшаяся компания против стих. В. Сосюры «Любите Украину», в котором якобы полностью отсутствовал классовый подход (автор не упоминал Сталина, КП), М. Рыльского, а С. Голованивского обвиняли в «безродном буржуазном космополитизме». После смерти Сталина произошли изменения, возвращены имена репрессированных писателей.

60 – 70-е годы для литературы плодотворными, хотя цензурное давление по-прежнему использовалось партийно-государственным аппаратом. Трагичной была судьба поэта из Донбасса В. Стуса, жизнь которого закончилась в лагере для заключенных.

Отрицательные тенденции характеризовали развитие украинской живописи, музыки, театра примерно до середины 80-х годов. С середины 80-х годов, когда к власти пришел М. Горбачев начался относительно быстрый процесс демократизации (новое законодательство, демократ. выборы, многопартийная система, ликвидация цензуры). В 1997 г. был принят Закон о языке, расширились контакты с др. странами, усилился интерес к прошлому украинцев; укр. меньшинства получили широкую возможность удовлетворять свои культурные запросы (греки и т.п.). Но украинская культура столкнулась с трудностями, которые не решены до сих пор. В сложном положении оказалась система образования и воспитания. По эконом. причинам только в Донецкой области с 1995 г. закрыто 140 детских садов, сократилось финансирование уч. заведений, ухудшение условий жизни и работы привело к выезду ведущих научных сотрудников (1992 – 1996 около 5 тыс.). В связи со значительным сокращением жизненного уровня по уровню жизни в Украина занимает 98 место, Россия 57 место), ухудшилось медицинское обслуживание, экологическая обстановка, наблюдается увеличение заболеваемости, смертности, снижение рождаемости. В Украине 6 млн. больных с сердечно-сосудистой патологией, в Донецкой обл. только 11% детей можно считать здоровыми.

Укрепление и развитие независимой Украины невозможно без прогресса в культурной области. Этот прогресс самым тесным образом связан с социально-экономическим и политическим. Украинская культура пользуется известностью во всем мире, имеет прочные исторические традиции, её потенциал будет обязательно реализован.