Универсальные языки высокого уровня

HTML

Языки программирования

Один из наиболее быстрых способов разработки электронных учебников - подготовка их в формате HTML (HyperText Markup Language). HTML-документы могут содержать форматированный текст (возможности форматирования весьма бедны - это выбор шрифта, разметка заголовков, абзацев, списков), простые функции поиска, гиперссылки по вызову других разнородных материалов (текст, графика, видео, ехе-файлы и др.).

Стандартные средства создания гипертекстовых файлов в HTML-формате — HTML-редакторы (DreamWeaver, HTML Assistant, Microsoft FrontPage и др.). И все же в будущем HTML-редакторам, по-видимому, грозит исчезнове­ние, потому что средствами для редактирования исходного текста HTML и управления информационными узлами теперь оснащаются все последние версии основных текстовых процессоров для Windows (например, Microsoft Word из состава Office 97 и 2000, Lotus Word Pro). Сегодня этим текстовым процессорам еще недос­тает многих специальных средств HTML, но они поглощают уже та­кие категории программного обеспечения, как, например программы составления оглавлений или рубрикаторы.

Вид HTML-документов на экране зависит не только от выбора средства просмотра и разрешения гра­фического адаптера, но и от типа HTML-редактора, применяемых разработчиком приемов редактирования, типа операционной систе­мы и некоторых ее настроек и т. д. Материалы, тщательно подготов­ленные в профессиональных редакторах, при преобразовании в формат HTML теряют свой первоначальный вид. Не удается сохра­нить установленные поля, отступы, шрифты, искажается графика, результаты преобразования таблиц порой трудно предсказать.

Когда постоянное общение с Internet не входит в задачи обучения, то одно из главных достоинств HTML-технологии (в жертву которому принесены многие функциональные возможно­сти) - простота обращения к WWW останется невостребованным.

Из сказанного следует, что HTМL-технология может оказаться весьма эффективной для быстрого создания компьютерного электронного учебника, однако для разра­ботки полнофункциональной компьютерной обучающей программой ее возможностей может ока­заться недостаточно.

Как отмечалось ранее, универсальные языки программирования оказываются более гибкими по сравнению с готовыми средствами разработки и обеспечивают возможность получения быстродейст­вующего приложения. Однако производительность создания компьютерных обучающих программ много меньше, чем при использовании готовых средств разработки. Это связано с необходимостью предварительного формирования многих функциональных заготовок, которые уже имеются во многих стандартных средствах разработки. В результате повышается вероятность того, что продукт разработки морально ус­тареет еще в процессе создания.

В настоящее время программисты пользуются преимущественно визуальными версиями традиционных операторных языков - С, Pascal, Fortran, Basic, а также стоящего особняком Интернет-языка Java:

Visual C++;

Delphi;

Visual Basic;

Visual Fortran;

Visual J++.

Языки, построенные на базе С, имеют наибольший доступ к ре­сурсам ЭВМ, предоставляя тем самым программисту больше сис­темных возможностей.

DELPHI обладает наиболее развитыми средствами работы с ба­зами данных.

Visual Basic, который активно внедряет в свои продукты компа­ния Microsoft, стал первым русифицированным визуальным языком высокого уровня.

Visual Fortran - один из наиболее мощных языков для матема­тических вычислений, к тому же лежащий в его основе операторный Фортран - один из немногих детально стандартизованных языков.

Технология Java стала реальной базой для разработки новей­ших информационных технологий, используемых в Internet. Она позволяет реализовать эффективную распределенную обработку информации в сети. Язык Java разработан на основе таких систем программирования, как C++, SMALLTALK, SIMULA и BETA, свой синтаксис ею практически полностью почерпнул из C++. По сути, Java позволяет при загрузке Web-страницы поставлять наряду с визуальным содержимым миниатюрные приложения — Java-апплеты, которые, загрузившись однажды, могут оживить страни­цу, придать ей дополнительные интерактивные возможности. Апплеты могут создавать самообновляющиеся табло, движущиеся маркеры диаграмм котировки акций фондового рынка, анимацион­ные фрагменты. Они могут снабдить аналитические графики или статистические диаграммы средствами, которые дадут возможность студенту "поиграть" числами и проверить, как это повлияет на ха­рактеристики исследуемой системы. Причем работать все это будет так же быстро, как если бы студент составлял обычные сводные ведомости в Excel. Апплеты Java могут работать под различными программными платформами, необходимо только наличие соответ­ствующих интерпретаторов.

Общее достоинство универсальных языков программирования в плане создания компьютерных обучающих программ - эффективность реализации сценариев. Об­щий недостаток - трудоемкость разработки, традиционные пробле­мы при встраивании в создаваемые проекты и форматировании большого количества текстовой информации.

Возможности непосредственного программирования велики, од­нако отметим, что лучшие авторские системы предоставляют разработчику все большие возможности визуального программирования. Впрочем, и универсальные языки программирования все больше "обрастают" шаблонами и библиотеками.

 

Авторские средства разработки

Авторское средство разработки - это инструментальная про­грамма, имеющая предварительно подготовленные шаблоны и дру­гие элементы для создания интерактивных приложений.

Существуют авторские системы различной степени специализа­ции и функциональных возможностей. Наиболее мощными и подхо­дящими для разработки обучающих программ являются те из них, которые:

• обладают средствами развитого визуального конструирова­ния проектов;

• включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возникающих в ходе создания компьютерных обучающих программ;

• имеют встроенные языки (или позволяют встраивать фраг­менты, написанные на широко распространенных языках высокого уровня);

• имеют необходимый инструментарий для создания мульти­медийных приложений;

• предусматривают возможность работы с подготовленными приложениями в Интернете (Интранете);

• имеют доступ к ресурсам операционной системы;

• содержат средства отладки создаваемых проектов.

Программные инструментальные системы, удовлетворяющие всем этим требованиям, как правило, имеют достаточно высокую стои­мость (2,5—4 тыс. долл.). Примерами таких авторских средств явля­ются Toolbook Instructor / Assistant, Macromedia Authorware, Quest.