Программные средства для подготовки анимационных материалов
Компьютерной анимацией (от англ. animation - оживление) называется синтез динамических изображений, создающий иллюзию движения на экране дисплея. Анимация является эффективным средством придания наглядности учебному материалу, представленному в электронной форме. И хотя значение анимации как формы восприятия информации, видимо, все же падает с увеличением возраста обучаемого, значение такой формы представления учебных материалов остается достаточно высоким и для студентов экономических вузов. Главное, чтобы применение анимации было оправданно, т. е. с ее помощью иллюстрировались именно те фрагменты, представление которых в статической форме не так эффективно.
Разница между анимацией и видео состоит в том, что видео использует непрерывное движение и разбивает его на множество дискретных кадров. Анимация же использует множество независимых рисунков или графических файлов, которые выводятся в определенной последовательности для создания иллюзии непрерывного движения. Частота смены рисунков (кадров), минимально необходимая для плавного воспроизведения движения, определяемая инертностью зрения человека, составляет 10 кадров в секунду. В компьютерной анимации обычно используется частота 12—16 кадров в секунду. Надо иметь в виду, что к компьютерным анимационным изображениям относятся не только классическая покадровая смена изображений, но и различного рода перемещения или трансформации объектов на экране, не привязанные к кадрам — так называемая спрайтовая анимация (http://www.marstu.mari.su/mmlab/), и даже динамические изменения цветов элементов экранных страниц или изменение "освещения" трехмерных объектов.
Многие авторские средства разработки (Authorware, Director, Quest и др.) обладают встроенными средствами подготовки анимационных фрагментов. Однако если такая возможность у базового средства разработки электронных учебников отсутствует или же замысел автора, методиста, разработчика достаточно сложен, то следует прибегнуть к помощи профессиональных специализированных пакетов для создания анимационных приложений, а потом встраивать подготовленные фрагменты в электронный учебник.
Профессиональные средства создания двумерной анимационной графики (такие, как Animator Pro фирмы Autodesk или Composer фирмы Wavefront Technologies), работающие в основном с форматами покадрового представления информации FLC, FLI, поддерживаемыми еще в среде MS DOS, постепенно уходят в прошлое, хотя пакеты Toons фирмы Softlmage, Animation Stand фирмы Linked System и некоторые другие все еще достаточно популярны. Однако с развитием возможностей компьютерной техники эту нишу заняли мощные профессиональные интегрированные средства, позволяющие создавать трехмерную анимацию — 3D Studio MAX, Мауа, PovRay, LightWave 3D, TrueSpace, Infini-D и т.п.
Отдельно следует сказать об анимации в обучающих программax, загружаемых в режиме "on-line" через Интернет. Здесь одно из основных требований - скорость работы анимационных фрагментов, быстрота их отображения на экране. Одним из основных средств разработки в этой области является пакет Flash фирмы Macromedia.
Необходимо отметить, что один из основных графических форматов Интернета - GIF - допускает возможность представления не только статических, но и анимационных изображений. Имеется ряд специализированных средств разработки, позволяющих подготавливать для обучающих программ анимационные GIF-вставки. Среди этих средств необходимо выделить в первую очередь Ulead GIF Animator (разработчик - фирма Ulead, http://www.ulead.com) и Microsoft GIF Animator (входит в состав Image Composer 1.5, разработчик - корпорация Microsoft, http://www. microsoft.com).
Быстрая и эффективная анимация в on-line-Интернет-учебниках может быть подготовлена также по Java-технологии и реализована с использованием Java-апплетов.