Программные средства для подготовки графических материалов
LaTex
LaTex (произносится «латех») - редактор, предназначенный для редактирования текстов, содержащих большой объем символьной информации (например, формул). Представляет собой специализированный язык программирования. На этом языке составляется программа, которая затем обрабатывается транслятором, после чего документ на экране монитора приобретает тот вид, который он будет иметь при печати. При трансляции осуществляется контроль синтаксических ошибок, о которых выдаются сообщения. Для исправления потребуется снова загрузить исходный текст программы, внести в него изменения, после чего снова оттранслировать. Справа на рисунке изображен внешний вид программы, а слева - полученный после трансляции программы текст.
Рисунок 7.12 - Внешний вид программы (справа) и текст (слева), полученный после трансляции программы
Что касается компьютерных аспектов подготовки графических материалов, то графические иллюстрации, подпадающие под категорию "line-art" - графика без полутоновых переходов (например, блок-схемы, несложные диаграммы), — целесообразно создавать в тех же пакетах, что и текстовые материалы, т. е. преимущественно в Word Office. Для автоматизированного создания графиков и диаграмм могут использоваться предназначенные для этого средства (мастер диаграмм Excel, CorelChart, MathCad и т. п.). Если же в состав учебного материала будут включены фотоизображения, полутоновая или прецизионная графика, то такие материалы должны подготавливаться в профессиональных графических редакторах (например, в Photoshop 5.0, Illustrator 7.0, CorelDraw 9).
Опыт разработки показал, что для электронных учебников, ориентированных на локальное применение, эффективно использование формата JPG (со степенью компрессии 6—10), а для ориентированных на Интернет -формата GIF.
Трехмерная графика. Средства для подготовки трехмерной графики - Adobe Dimension 3.0 (более простое) и 3D-Studio Max 3 (профессиональное). Что касается Web-технологий, то de facto базовым стандартом трехмерной графики в сети Интернет является формат VRML (Virtual Reality Modeling Language). Эта новая технология позволяет создавать интерактивные трехмерные материалы.
Графические изображения в сетевых учебниках. Программа Macromedia Flash 4 - графический редактор, позволяющий создавать векторные изображения небольшого объема, размещаемые в html-страницах. Благодаря своей векторной природе содержимое страниц, оформленное в этом пакете, свободно масштабируется при изменении окна просмотра браузера.