Электронный учебник
Программные средства, используемые в учебном процессе
Программные средства подразделяется по функциональному назначению на следующие основные виды:
- операционные системы
- сервисные программные средства
- офисные программные средства (текстовые редакторы, табличные процессоры, программы электронной почты и т.п.)
- языки программирования
- пакеты для создания ПО
- САПр
- СУБД
- БД
- обучающие программы (в электронные учебники, задачники, тренажеры и т.п.)
- расчетные программы
- моделирующие программы
- контролирующие программы.
Выделенные жирным шрифтом последние 4 принято называть программными средствами учебного назначения (ПСУН)
Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. Какие же это дополнительные возможности? Перечислим их:
- возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
- развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
- возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;
- возможность специального варианта структурирования материала;
- возможность адаптации изучаемого материала учебника к начальному уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;
· возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;
· возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
- возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
- возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
- включение в состав учебника интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым.