Электронный учебник

Программные средства, используемые в учебном процессе

Программные средства подразделяется по функциональному назначению на следующие основные виды:

  • операционные системы
  • сервисные программные средства
  • офисные программные средства (текстовые редакторы, табличные процессоры, программы электронной почты и т.п.)
  • языки программирования
  • пакеты для создания ПО
  • САПр
  • СУБД
  • БД
  • обучающие программы (в электронные учебники, задачники, тренажеры и т.п.)
  • расчетные программы
  • моделирующие программы
  • контролирующие программы.

Выделенные жирным шрифтом последние 4 принято называть программными средствами учебного назначения (ПСУН)

Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. Какие же это дополнительные возможности? Перечислим их:

  • возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
  • развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
  • возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;
  • возможность специального варианта структурирования материала;
  • возможность адаптации изучаемого материала учебника к начальному уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;

· возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;

· возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

  • возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
  • возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
  • включение в состав учебника интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым.