Форма доказательства: прямое и косвенное доказательство

Доказательствоза­ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических. Если возьмём, например, теорему Пифагора, то она на первый взгляд совсем не очевидна. Но если мы станем её доказывать, то, переходя от одного положения к другому, мы придём, в конце концов, к аксиомам и определениям, которые имеют непосредственно очевидный ха­рактер. Тогда и самая теорема сделается для нас очевидной. Доказательство - это выведение какого-либо суждения из других суждений, признан­ных истинными и очевидными.

Аргументативные тексты

Познание посредственное нуждается в дока­зательствах; познание непосредственное в доказательствах не нуждается и служит основой для доказательства познаний по­средственных.

Во всяком доказательстве мы различаем три части:

1) дока­зываемое положение, или тезис; это именно то, что должно быть доказано или сделано очевидным;

2) основы доказательства, или аргументы; это то, при помощи чего тезис доказывается или делается очевидным;

3) форма доказательства, или способ, каким тезис выводится из аргументов.

Таким образом, доказательство имеет формулу силлогистического умозаключения, но есть существенные пункты отличия между умозаключением и доказательством.

В умозаключении мы не всегда обращаем вниманиенато, истинны ли посылки; в доказательстве же истинность посы­лок является самым главным требованием.

Кроме того, доказа­тельство отличается от силлогизма ещё и тем, что в нём дока­зываемое суждение, соответствующее заключению силлогизма, известно заранее.

Тезис доказательства соответ­ствует заключению в силлогизме. Аргументы соответствуют по­сылкам силлогизма. Форма доказательства есть логическая схема, при помощи которой выводится заключение. Например, нужно доказать, что «железо плавко». Это есть тезис. Для доказательства нам необходимо воспользоваться следующими двумя аргументами; «все металлы плавки», «железо есть металл». Построив силлогизм, мы докажем наш тезис.

Мы видим, таким образом, что доказательство сводится к раскрытию очевидности тезиса из очевидности аргументов. А если эти последние не очевидны, то как поступить в таком случае? Нужно доказать их в свою очередь при помощи каких-либо других аргументов. Но так как эти последние также могут быть сомнительными, то доказательство большей частью представляет целую цепь умозаключений. В конце концов, всякое доказательство должно приводить к та­ким положениям, которые имеют уже бесспорный или очевидный характер. Эти последние сутьаксиомы, т.е. общепризнанные общие положения, которые называютсяосновными принципами.

Процесс доказательства может быть прямой или косвенный.

В прямом доказа­тельстве мы выводим истинность тезиса из истинности аргумен­тов при помощи умозаключения.

 
 

 


Аксиома Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 Тезис

Косвенное доказательствоили доказательство от обратного выводит истинность тезиса из невозможности допустить или признать истинность положения, противоречащего тезису. В непрямом доказательстве мы берём положение, противореча­щее тезису, и предполагаем его истинным (такое положение называется антитезисом). Затем из этого положения вы­водим следствия, которые приводят к противоречию с данными или признанными положениями. Вследствие этого нам прихо­дится отвергнуть истинность противоречащего положения, которое мы предположительно допустили, а отсюда будет следо­вать истинность тезиса.

 

Тезис

 
 

 


Аксиома Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 Антитезис

 

 

Возьмём пример из математики. Требуется доказать, что в тре­угольнике, в котором два угла равны, противолежащие им сто­роны также равны. Пусть в треугольнике АВС угол а равняется углу b, и пусть противолежащие им стороны будут АС и ВС. Нам нужно доказать, что АС == ВС. Это есть тезис. Возьмём положение, противоречащее тезису: «АС не равняется ВС». Это будет антитезис; тогда из этого последнего положения (согласно теореме, что во всяком треугольнике против большего угла лежит большая сторона) будет следовать, что угол а должен быть или больше, или меньше угла b. Но так как этот, вывод противоречит принятому нами положению, то антитезис, является ложным; тогда истинным должно быть положение, противоречащее ему, именно тезис.

 

Рассуждение отличается от доказательства тем, что, во-первых, посредством рассуждения передается процесс получения нового знания об объекте через операции логического вывода, а не доказывается истинность. Во-вторых, первичными являются посылки (аргументы), а вывод, заключение – следует из них. По форме рассужде­ние представляет собой одно или несколько умозаключений, объе­диненных формально и содержательно. И, в-третьих, заключение, к которому подводит автор, не всегда является строго верифици­руемым, так как зависит от исходных посылок, которые могут быть как истинными, так и ложными.

 

 
 

 

 


посылка вывод

 

Можно сравнить два фраг­мента текста рассуждения и доказательства:

Рассуждение:

(посылка) → Ценности искажают восприятие природы, общества и че­ловека, и для того, чтобы человек не обманывался в своем восприя­тии, он должен постоянно осознавать факт присутствия ценностей, должен понимать, какое влияние они оказывают на его восприятие, и, вооружившись этим пониманием, вносить необходимые коррек­тивы, (пояснение посылки) → (Говоря об «искажении», я имею в виду наложение личностного аспекта восприятия на реально существую­щие аспекты познаваемой человеком реальности), (следствие, заклю­чение) → Изучение ценностей, потребностей, желаний, предубежде­ний, страхов, интересов и неврозов должно предшествовать любому научному исследованию.

 

Доказательство:

(тезис) → Нормативность, будучи следствием естественно-историчес­кого развития общества, не является специфическим свойством права. (аргумент 1) → Ею обладают и религия, и мораль, и эстетика, и даже литература. (аргумент 2) → Некоторые социальные нормы одновременно принадлежат нескольким нормативным системам, (пояснения к аргумен­ту 2) → Например, евангельские запреты «не убий», «не укради», — это и нравственные, и юридические правила, (вывод) → Поэтому для того, что­бы отличить право от прочих социальных феноменов, необходимы еще какие-то признаки. Один из них — общеобязательность. Это второе после нормативности свойство права [ Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – С. 93].

 

В тексте-рассуждении из посылки «ценности искажают иссле­дуемые явления» делается заключение, что «для получения ис­тинного знания необходимо прежде изучить ценности». Первона­чальная посылка об искажении явлений ценностями должна приниматься читателем на веру. Текст-доказательство построен по-другому. Тезис о том, что нормативность не является специфическим свойством права, подтверждается (доказывается) указанием на то, что норматив­ность является свойством других сфер жизнедеятельности челове­ка. На основании этого делается вывод о справедливости тезиса.

 

Объяснениепо логической структуре напоминает до­казательство, однако аргументы не выполняют функцию строгого и логически непротиворечивого доказательства, а представляют конкретные примеры, эмпирические факты, дополнительную информацию, которые позволяют понять и принять выдвинутый тезис.