Структура описания методики решения задач

Структура описания исторического события

  • Дата
  • Исторические объекты
  • Место
  • Причина, повод
  • Условия (экономические, политические, научные, религиозные и т.п.)
  • Результат
  • Исторические выводы

 

 
 

 

 

 
 

 

 

Структура описания технического объекта

 

 

 


 


Логико-композиционная структура текста отражает последовательность расположения смысловых блоков в тексте.

Большинство учебных (и научных) текстов имеют трехчленную композицию: введение – основная часть – заключение. (Все это можно, конечно, отнести и к структурным фрагментам текста: главе, параграфу).

Трехчленная композиция восходит к древности: "всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому [Платон. Федр // Платон. Соч. в 3 т. – Т.2. – М., 1979. – с. 203].

К упомянутым трем звеньям следует добавить заголовок. Предъявление заголовка формирует у читателя ключ к пониманию текста.

Во введении обосновывается необходимость ознакомления читателя с содержанием структурного фрагмента текста, указывается связь данного структурного фрагмента с фрагментами, изложенными ранее.

Важно отметить резюмирующую, подытоживающую функцию заключения. Содержание заключения взаимодействует с содержанием введения и заголовком, замыкая тем самым общий информационный блок.

Наибольшую сложность представляет чтение основной части текста, являющейся наиболее информационно насыщенной, и, как правило, имеющей сложную логико-смысловую организацию.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в структуре текста. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур:

§ индуктивные;

§ дедуктивные;

§ рамочные (дедуктивно-индуктивные);

§ стержневые (индуктивно дедуктивные);

§ имплицитные.

 

В текстах индуктивной структуры обобщение расположено в конце текста, изложение идет от частного и конкретного к общему.

 

 

 
 

 


Тексты дедуктивной структуры начинаются с обобщения. Дальнейшее изложение представляет собой конкретизацию, объяснение или доказательство ключевого положения.

 
 

 


В текстах рамочной структуры изложение начинается с обобщения, которое затем конкретизируется и детализируется, а затем информация вновь обобщается в конце текста. Начальный и заключительный блоки могут полностью совпадать, но могут наблюдаться и частичные различия.

 

 
 

 


В текстах стержневой структуры обобщение не занимает ни начального ни конечного положений. Изложение начинается с частных положений, за ним следует обобщение, которое затем снова уточняется и конкретизируется.

 

В текстах имплицитной структуры обобщающий блок отсутствует, вербально не выражен. Предполагается, что читатель может сделать обобщение самостоятельно (Имплицитный – подразумеваемый, невыраженный. Современный словарь иностранных слов СПб.: «Дуэт», 1994.-752 с.) .

 

 
 

 


Цельность(целостность) предполагает, что текст должен быть композиционно цельным, целесообразным речевым произведением, несущим адресату цельную информацию о предмете. Таким образом, цельность представляет собой базовую характеристику текста как предмета коммуникации. Цельность – это психолингвистическая категория. В акте коммуникации автор выражает посредством текста некоторое содержание, которое должно сформироваться в психике читателя в результате прочтения текста. Цель коммуникации – обеспечить максимальное совпадение сформированного у читателя образа содержания с авторским содержанием.