Логическая и композиционная организация текста

Если лексические повторы создают тематическое единство текста, то лексико-грамматические средства связи (союзы, союзные слова, вводные слова и словосочетания, наречия) обеспечивают логическую и композиционную организацию текстового материала, выражая широкий спектр отношений (условных, причинно-следственных, уступительных, сравнительных и т.д.). Это достигается использованием так называемых языковых скрепов, функции которых сводятся к указаниям на:

· композицию и структуру (во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец и т.д.),

· введение основной важной информации (подчеркнем, необходимо отметить и т.п.);

· способ рассмотрения автором вопросов (в частности, в этом смысле, в целом, с одной стороны, однако, наоборот, напротив и.т.д.),

· конкретизацию, уточнение, добавление, (например, именно, в частности, кроме того, сверх того, более того).

· введение избыточной информации (другими словами, иначе говоря);

· предшествующую или последующую информацию (выше указывалось, что; позднее мы остановимся на этом и т.п.);

· вывод, итог, обобщение, следствие (таким образом, итак, следовательно, значит, вообще, словом и т.д.),

К ним примыкают клишированные выражения связи с предшествующей информацией или указания на последующую (как было сказано, как уже отмечалось, как будет видно и т.д.).

Как средство организации учебного текста представляет интерес рассмотрение грамматического времени. В учебных текстах встречаются свободные переходы между настоящим и прошедшим, что не всегда мотивировано соотнесенностью с объективным временем. Такая смена грамматических времен сигнализирует о переходе к рассмотрению другого информативного блока. Таким образом, основная функция времени в учебном тексте заключается в сегментации и интеграции смыслового содержания. Например:

Европоцентризм – культурофилосовская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа …является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим… Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара… Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску. Подобный взгляд оформился в одну из традиций, которая была унаследована Европой нового времени. Крестовые походы и путешествия, …жестокие колониальные войны – все это реальное проявление европоцентрической точки зрения. Согласно ей Европа, Запад …представляют единственную безоговорочную ценность. В эпоху средневековья, когда …связи Европы с остальным миром …резко ослабевают, …Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на второй план.

 

В этом фрагменте по замыслу автора переход к прошедшему времени сигнализирует о переходе к исторической справке, а возвращение к настоящему времени снова переводит текст в план определения, обобщения, выводов:

Текст Грамматическое время Аспект рассмотрения
Европоцентризм – культурофилосовская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа …является центром мировой культуры и цивилизации. настоящее Обобщение
Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим… Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара…Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску. Подобный взгляд оформился в одну из традиций, которая была унаследована Европой нового времени. прошедшее Историческая справка
Согласно ей Европа, Запад …представляют единственную безоговорочную ценность. В эпоху средневековья, когда …связи Европы с остальным миром …резко ослабевают, …Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на второй план. настоящее Обобщение