Таким образом, по существу, в настоящее время в Таможенном союзе обеспечено единство системы таможенного регулирования.

Вопрос 2. Специфика таможенного регулирования в Таможенном Cоюзе и странах ЕврАзЭС. Участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности.

Таможенный союз и ВТО

Вопрос 3. Приоритетные направления инновационного развития в сфере таможенного дела на современном этапе

В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных пониманий и определений. Кроме этого, в настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути не сильно отличаются от термина "инновация". Среди них "новшество", "нововведение", "новация" и пр. Но, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "инновация", мы в дальнейшем будем использовать главным образом именно его.

Новациями настоящего времени в области таможенного дела можно считать: - электронное декларирование; - удаленный доступ; -предварительное информирование.

22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления в ВТО России.

Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС

 

Вступление России в ВТО, безусловно. Определит новы приоритетные направления. С созданием Евразийского экономического союза и Таможенного союза появляются новые возможности для вхождения наших стран на новые рынки. Это делает наши интеграционные объединения более привлекательными для других стран-членов ВТО, поскольку создан единый рынок с населением в 200 миллионов человек.

Понятие таможенного регулирования. Внешняя торговля товарами занимает важное место в экономике государств – членов Таможенного союза, чем и обусловлена необходимость правового регулирования процессов перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и определения особенностей введения в гражданский оборот иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем.

Первые правовые основы таможенного регулирования Таможенного союза были заложены во второй половине 1990-х годов, когда Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были приняты Соглашение о Таможенном союзе от 6 января 1995 г., Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., носившие в целом рамочный характер. Названные международные договоры определили цели, принципы и механизм функционирования Таможенного союза, этапы его создания и правовую основу таможенного регулирования.

Впоследствии указанный таможенный союз трансформировался в ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Правительство Кыргызской Республики на заседании 11 апреля 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу. Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 года была создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе.

 

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана», «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России» и т. п. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Центральное место в системе таможенного законодательства Таможенного союза занимает ТК Союза. Его разработка, согласно решению Комиссии Таможенного союза[1], осуществлялась на основе Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года - далее Киотская конвенция).

Разработка проекта ТК Союза осуществлялась на основе следующих принципов:

- соблюдение суверенных прав государств – членов Таможенного союза;

- соблюдение основных принципов, заложенных в международных нормах права, принятых на себя государствами – членами Таможенного союза;

- обеспечение экономической безопасности каждого государства – члена Таможенного союза;

- обеспечение экономической целесообразности участия каждого государства – члена Таможенного союза в реализации единой системы таможенного регулирования;

- сохранение, развитие и эффективное использование положительного опыта деятельности таможенных служб государств – членов Таможенного союза;

- соблюдение норм международного права при разработке и применении единой системы таможенного регулирования, определяемой нормами Кодекса;

- признание и обеспечение равенства государств – членов Таможенного союза при разработке норм проекта Кодекса.

В ходе разработки за основу структуры проекта Кодекса была принята структура Киотской конвенции. В соответствии со стандартами названной Конвенции была разработана соответствующая глава Кодекса, регулирующая порядок оказания взаимной административной помощи таможенными органами на единой таможенной территории, нормы которой не имеют правовой аналогии в национальном законодательстве государств – членов Таможенного союза. Понятийный аппарат Кодекса адаптирован к определениям названной Конвенции, что позволило обеспечить однозначное содержание его правовых предписаний и их единообразное применение.

Наряду с положениями Киотской Конвенции использовались положения других международных документов, в частности:

- Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.);

- Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.; Брюссель, 6 декабря 1961 г.);

- Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП; Женева, 14 ноября 1975 г.) и ряда других.

В этой связи отметим, что и Киотской конвенцией, и в ТК Союза не используются термины «таможенные режимы» и «таможенное оформление», которые являлись системообразующими в таможенном законодательстве государств – членов Таможенного союза.

1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана. 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. Итак, с 6 июля мы работаем по новому Таможенному кодексу.

Таможенный кодекс Таможенного союза состоит из двух частей – Общей и Специальной, включающих 8 разделов, 50 глав и 372 статьи.

Раздел 1. Основные положения.

Раздел 2. Таможенные платежи.

Раздел 3. Таможенный контроль.

Раздел 4.Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.

Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

Раздел 6. Таможенные процедуры.

Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Раздел 8. Переходные положения.

В Таможенном кодексе Таможенного союза приведено определение термина «таможенное регулирование», которое раскрывается следующим образом: «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами» (ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее – ТК Союза).

В указанной статье ТК Союза определен предмет таможенного регулирования – отношения, возникающие и (или) связанные:

- с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- перевозкой указанных товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

- временным хранением данных товаров;

- таможенным декларированием, выпуском и использованием товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами;

- проведением таможенного контроля в отношении этих товаров.

Таможенное регулирование устанавливает на таможенной территории Таможенного союза единые правила:

- перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозки и временного хранения под таможенным контролем на таможенной территории;

- декларирования товаров;

- применения к товарам таможенных процедур;

- определения таможенной стоимости, ее проверки и корректировки (при необходимости);

- таможенного контроля.

Итак, нормы ТК ТС устанавливают на таможенной территории Таможенного союза:

- единые правила таможенного контроля;

- единые правила декларирования товаров;

- единый порядок применения таможенных процедур к товарам;

- единую методологию определения таможенной стоимости;

- унифицированные формы документов (в том числе в электронном виде), используемые при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля.

Кодекс содержит нормы о взаимном признании на таможенной территории Таможенного союза решений, принятых таможенными органами государств – членов Таможенного союза.

Кодекс определяет систему правоотношений между таможенными органами государств – членов Таможенного союза и таможенными представителями, декларантами, таможенными перевозчиками, иными лицами в области таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Примеры практического применения норм таможенного союза:

1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей Комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекрашена 1 июля 2012 года.

Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три от каждой страны). Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ.

2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.