Информационно-психологические войны

Психологическая война (американское законодательство) – «планомерное проведение пропагандистских и других психологических операций для оказания влияния на мнения, чувства и поведение иностранных группировок в целях достижения задач национальной политики государства».

«Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем», ее задача состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума. (И.И.Завадский).

Информационное оружие – это алгоритм. Применить информационное оружие – это значит так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов.

Информационное оружие:

носит исключительно наступательный характер (объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. Безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться;

относительная дешевизна по сравнению с другим видом вооружения, потому что в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Изначально предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения. Задача применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства, в том числе технические, против самого себя;

в отличие от химического или ядерного, да даже просто, огнестрельного оружия на применение информационного оружия (ЭВМ, Интернета, СМИ) нет законодательного запрета ни в одной стране мира;

скрытость многих информационных воздействий при применении информационного оружия. Жертвы данного вида оружия, даже владея теорией и соответствующей технической базой, приходят к осознанию себя как жертвы только потом, когда «поезд уже ушел».

Информационная война включает:

мирную пропаганду достоинств собственного образа жизни.

создание ложной картины Мира, которая должна способствовать экспансии функциональной системы, формируя заданное мировоззрение личности, инициирующее, в свою очередь, запрограммированное информационными технологами намерение, приводящее личность к соответствующему поведению, устраивающему функциональную систему, т.е. соответствующее её первоначальному замыслу.

Цель информационной войны заключается в изменении поведения противника, в постановке его на то место, где его хотелось бы видеть. Но если все предыдущие войны вели к желаемому результату через запугивание и уничтожение, то при информационной войне это делается непосредственно напрямую и может продолжаться сколь угодно долго, до тех пор пока «кот сам не захочет отпустить мышь».

Условия успеха в информационной войне:

способность определить собственный алгоритм поведения и реализовать его

способность промоделировать поведение противника (в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике: это значит более полно изучить поведение противника – знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п.

использование неустойчивых ситуаций, разрушения устоявшихся структур; чем больше хаоса – тем больше возможностей для корректировки.

использование эмоциональных воздействий, минуя средства защиты, основанные на логике

Не проиграть в информационной войне – это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т.е. какие входные данные можно обрабатывать, а какие – нельзя. Для системы безопасно оперировать с той информацией, механизмы обработки которой уже существуют у данной системы.

Побежденному в информационной войне не остается никаких шансов на ответный удар. И он это осознает. Поверженный в информационной войне интуитивно понимает, что любое его логически обоснованное рациональное поведение уже просчитано и запрограммировано врагом. Единственное, что ему остается, – это иррациональное поведение – хаос, это бесцельная смута, это терроризм.

По аналогии процесс информационной войны (наведения гипнотического состояния на отдельное общество) выглядит следующим образом:

1) расслабить общество – внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);

2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например, акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт; Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);

3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);

4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самотождественности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);

6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние – это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).

2. Человек как субъект и объект
информационно-психологического воздействия