Групповые методы работы ИКС

Групповые методы имеют значительные преимущества перед массовыми методами. Главное их преимущество и привлекательность состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися товаропроизводителями. Это дает возможность избежать не совсем правильных толкований и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями и консультантами, которые случаются при использовании массовых методов для реализации обучающих программ ИКС. Помимо этого при групповых методах в значительной мере устанавливаются деловые рабочие контакты работника ИКС с обучающимися, развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.

Опыт показывает, что товаропроизводители являются более восприимчивыми к групповым методам, т.к. они имеют возможность слушать, принимать участие в обсуждении тех или иных проблем, обмениваться полезным опытом, принимать совместные решения относительно своей деятельности в информационно-консультационной службе. Наряду с этим, групповой метод помогает индивидуальному товаропроизводителю принимать самостоятельные решения относительно совершенствования своей производственной деятельности, опираясь на опыт своих более преуспевающих коллег. Принятию самостоятельного решения индивидуальному товаропроизводителю способствует и то, что в группе создается атмосфера взаимопомощи благодаря чему он начинает больше верить в свои силы, ощущать потребность и тягу к инновациям в интересах своего дела.

Конечно же групповой метод более дорогостоящий с учетом затрат на одного обучающегося по сравнению с массовыми методами. И несмотря на это, он является более предпочтительным для ИКС, т.к. обеспечивает прямую и непосредственную связь с первичными товаропроизводителями, оказывает положительное влияние на их производственную деятельность, что в конечном итоге обеспечивает его высокую экономическую эффективность.

Особенности групповых методов:

1. Основной целью группового метода является непосредственная работа с товаропроизводителями. Поэтому в задачу консультантов входит формирование целевых групп товаропроизводителей, развитие этих групп и совершенствование их деятельности, организация групповых встреч на постоянной основе. Работник ИКС должен знать начальный опыт группы (уровень образования, профессионализм, приверженность новым идеям и т.д.), что необходимо для деятельности информационно-консультационной службы в целом.

2. Размер группы при групповом методе обучения не должен превышать 20-40 человек. В отдельных случаях ее размер может снижаться до 10-12 человек, например, при проведении групповой дискуссии. Если группа слишком велика, она становится разобщенной, теряет чувство коллективизма, а первичные товаропроизводители в этом случае начинают чувствовать себя неуютно. В небольших по численности группах появляются возможности установления тесных контактов между ее участниками, что способствует установлению дружеских отношений, развитию взаимопомощи и благоприятной деловой атмосферы в коллективе.

3. Состав группы должен быть однородным. С точки зрения географического положения - все члены группы должны жить в одной местности, ибо даже с точки зрения почвенно-экологических условий отдельные территории одного и того же района в значительной мере отличаются друг от друга. Групповой метод является более эффективным если он предусматривает работу с товаропроизводителями, имеющими схожие проблемы. Часто эти проблемы требуют согласованного действия, например, по защите почв от водной или ветровой эрозии на отдельных территориях района, подверженных этим процессам. Преодолеть данную проблему значительно проще и легче сообща, чем отдельно взятому товаропроизводителю в его хозяйстве. Немаловажно и то, чтобы состав группы имел примерно одинаковый уровень образования и профессиональных навыков, а также уровень хозяйствования. В противном случае более образованные и квалифицированные члены группы будут подавлять остальных ее участников. Поэтому так необходимо формировать различные целевые группы в пределах одной и той же географической местности. В этом случае ИКС может формировать разные обучающие программы для различных целевых групп с учетом их интересов и запросов.

4. Взаимоотношения консультанта с товаропроизводителями. Работник ИКС не должен быть лидером группы и оставаться лишь ее добрым помощником, советником и консультантом. Его стремления должны быть направлены на то, чтобы вносить элементы независимости в деятельность группы, стимулировать группу на развитие инициативы в консультационной службе, самостоятельного принятия решения о том какая помощь этой службы необходима группе. При этом, главная цель работника ИКС должна состоять в том, чтобы как можно большее количество первичных товаропроизводителей были связаны с новыми идеями эффективного хозяйствования, благодаря деятельности групп.

Групповые методы заключают в себе большое разнообразие типов и приемов обучения взрослого населения. Это собрания групп, общие собрания местных жителей, лекции, выступления, деловые дискуссии, демонстрации, полевые демонстрационные дни и т.д. Ниже мы остановимся на главных из них, знание и понимание которых работниками ИКС будут способствовать повышению эффективности работы службы.

Лекционная работа (чтение лекций) представляет собой способ устного общения, при помощи которого один человек передает информацию группе слушателей. Подобно большинству других средств общения она имеет свои преимущества и недостатки. К главным преимуществам лекционной работы относятся :

- возможность передачи большого объема информации в сравнительно небольшой промежуток времени;

- возможность обращения к большему числу людей;

- удобство представления абстрактных идей (понятий) и незнакомых тем (предметов) разговора.

Среди недостатков лекционной работы следует отметить следующие три:

- предмет обсуждения (содержание лекции) обычно запоминается недостаточно хорошо;

- аудитория (слушатели) обычно остается пассивной;

- лекция (лекционная работа) не подходит (не годится) для обучения навыкам.

Таким образом, лекционная работа представляет собой весьма полезное средство общения, если, во-первых, она адресована большой группе слушателей, во-вторых, имеется временное ограничение (мало времени) и, в-третьих, когда предмет обсуждения является абстрактным, либо полностью (совершенно) новым для слушателей. Следовательно, она может быть весьма подходящим для предоставления других методов и средств консультационно-информационной службы. Однако, не говорилось, эффективность лекции должна оцениваться не тем, что говорит лектор, а тем, что запоминают слушатели.

Лекция сама, как правило, состоит из следующих трех частей.

- введение,

- основная часть,

- заключение.

Цель введения заключается в том, чтобы

1) вызвать интерес аудитории,

2) установить прямую и обратную связь между лектором и его слушателями

3) создать непринужденную атмосферу, благоприятную для усвоения материала.

Этого можно добиться, если начать лекцию с практического примера, либо поставить слушателей перед реальной проблемой, а также путем достаточно осторожного использования юмора. Название цели лекции или перечисление основных ее вопросов тоже могут служить в качестве введения и тем самым помочь слушателям лучше воспринимать материал лекции.

Основная часть лекции содержит весь материал, который должен быть развит и представлен на лекции для достижения ее цели. Разделы лекции должны быть расположены в логическом порядке, ведя к изящному переходу, от одного вопроса к другому. При этом, необходимо обращать внимание на то, что содержание лекции должно отвечать коренным интересам слушателей, ибо только тогда лектор может рассчитывать на их внимание или ожидать, что излагаемый материал будет запоминаться слушателями.

Задача заключения лекции состоит в том, чтобы закрепить изложенный материал в памяти слушателей. Поэтому никогда не представляйте новый материал в заключительной части лекции. Лектор просто кратко обобщает основные моменты, показывая как представленная им информация решает проблемы или вопросы, сформулированные им в водной части лекции.

Имеются еще две дополнительные части, которые не являются жизненно необходимыми для каждой лекции, но которыми в определенных случаях нельзя пренебрегать. Это открывающие лекцию замечания и закрывающие лекцию замечания. Открывающие лекцию вступительные замечания, если они делаются, должны предшествовать введению. Они, возможно, необходимы в том случае, когда необходимо формально представить лектора его аудитории, или когда неожиданно происходят изменения заявленного предмета обсуждения. Закрывающие лекцию (заключительные) замечания полезны, когда вы хотите показать связь между настоящей лекцией и тем, что будет следовать за ней. Место закрывающих лекцию замечаний - после заключения. Закрывающие лекцию замечания могут также быть использованы для направления слушателей к дополнительным источникам информации или при соответствующих обстоятельствах даже для того, чтобы предложить какое-либо домашнее задание и упражнения.

Групповая дискуссия -это обмен мыслями, идеями и мнениями между различными людьми. Однако не всякий обмен мнениями является дискуссией. Если говорящий ставит своей целью доказать, что он прав, а остальные не правы, то это спор, а не дискуссия. Если в процессе обсуждения он начинает нападать не только на мнения других людей, но и на их личные качества, то такое обсуждение перерастает в перебранку. Если, с другой стороны, человек просто высказывает свои взгляды и не рассматривает мнения других людей, то это лекция, или, может быть, серия лекций, но не дискуссия.

Настоящая дискуссия отличается тем, что ее участник в ходе обсуждения усваивает для себя что-то новое. Он должен быть готов к тому, что правота может быть не на его стороне и что обмен мнениями важнее личного авторитета в какой-либо области. Однако нет четких, навсегда установленных границ между дискуссией, спором, перебранкой и лекцией. Они могут меняться и даже стираться в зависимости от отношений между участниками дискуссии и их отношения к собственным взглядам. Лекция может перейти в дискуссию, а затем в спор, а иногда даже и в перебранку, чтобы снова вернуться в русло лекции. При этом достаточно трудно будет определить, в какие именно моменты происходят эти изменения.

У групповой дискуссии есть много преимуществ. К ним относятся активность, взаимообучаемость, обмен опытом. Сталкиваясь с различными мнениями, участники получают возможность развить критическое мышление, чувство ответственности и чувство локтя при поиске совместных решений, терпимость к чужому мнению. Для работника ИКС, ведущего дискуссию, очень важно понимать, что участие товаропроизводителя в групповой дискуссии часто заставляет его пересмотреть свои первоначальные взгляды. Недостатками дискуссии как приема обучения является то, что на нее требуется много времени, что действительно хорошо и эффективно ее можно провести в относительно небольших группах, что она непригодна для выработки навыков, что она требует от участников хотя бы минимальных навыков общения и знаний по предмету.

Таким образом, групповая дискуссия является подходящим методом обучения в тех случаях, когда ставится одна или несколько из следующих задач:

- изменение отношений участников;

- развить у них чувство коллективизма;

- развить у них чувство ответственности;

- развить у них критическое и творческое мышление;

- определить и стимулировать развитие потенциальных лидеров;

- совместно найти пути решения имеющихся проблем и выработать общие мнения по их преодолению.

Идеальное число участников дискуссии - от 6 до 12. В такой группе обычно представлены идеи и мнения достаточно разнообразные для того, чтобы стимулировать дискуссию, но все же в такой группе у каждого есть возможность принять в ней участие и выразить свое мнение. Важно также, чтобы все участники имели примерно одинаковый уровень образования и жизненный опыт, т.к. слишком большие социальные различия между участниками делают свободную и открытую дискуссию практически невозможной. По той же самой причине не следует приглашать на дискуссию сколько-нибудь известных и авторитетных людей, а также тех, кто своим присутствием может помешать свободному обмену мнениями.

В обсуждаемом вопросе у участников должны быть с самого начала хотя бы какие-нибудь точки соприкосновения. Однако полное согласие по всем позициям столь же нежелательно, как и полное несогласие. В первом случае нечего будет обсуждать, а во втором дискуссия угаснет, поскольку участники не смогут общаться, не смогут “услышать друг друга”. Там, где нет точек соприкосновения руководитель дискуссии часто может создать их при подготовке и презентации материала для дискуссии. Если, с другой стороны, все придерживаются одинаковых мнений и не видят повода для обсуждения, задача руководителя - показать им, какие проблемы следует обсудить.

Руководитель дискуссии не обязательно должен быть специалистом по обсуждаемому вопросу. Если же он является таким специалистом, тем лучше - это поможет ему подготовить и провести дискуссию. В случае если он не является специалистом по обсуждаемой проблеме, следует пригласить квалифицированного эксперта и объяснить, какая помощь от него требуется. Задачи специалиста состоят в том, чтобы разъяснять участникам непонятные вопросы и представлять им требуемую фактическую информацию. Хотя руководитель дискуссии и приглашает специалиста, но само собой разумеется, что он обладает необходимыми знаниями для того, чтобы разумно направлять ход дискуссии.

Независимо от того, приглашен ли специалист или нет, в задачу руководителя входит подготовка вводного слова. Цель вводного слова в том, чтобы создать или определить общие взгляды участников по обсуждаемым в ходе дискуссии проблемам. Это можно сделать разными способами: практической демонстрацией, раздачей печатного материала, показом фильма или совместным выездом в поле. Во вступительном слове руководителя формулируется также основная задача дискуссии.

Организация полевых дней (экскурсия в поле)

По сравнению с другими используемыми ИКС приемами и методами работы с товаропроизводителями, полевой день имеет несколько специфических положений.

1. Оторвать фермеров от хорошо известного и, может быть, надоевшего окружения и повседневной рутинной работы, чтобы он смог получить определенный положительный опыт хозяйствования из первых рук, т.е. от такого же фермера, как и он сам. В работе ИКС это превосходный метод изменения отношения первичного товаропроизводителя к достижениям науки и инновационному процессу.

2. В отличие от заранее подготовленной лекции или выставки, где демонстрируемые экспонаты внимательно и заблаговременно отобраны, экскурсия в поле дает прямой доступ фермеру к имеющейся информации по той или иной проблеме. К полученной в поле многообразной информации фермер становится более восприимчив, чем на лекции, а сама информация становится более доказательной.

3. Полевой день предоставляет фермеру возможность более широкого знакомства и общения с людьми вне фермерского хозяйства, улучшения взаимоотношений в социальной среде, расширяет его кругозор, позволяет ненавязчиво влиять на мотивацию товаропроизводителя.

Комбинация и умелое использование этих трех положений работником ИКС делает полевой день наиболее желательным и уникальным методом этой службы. С другой стороны, экскурсия в поле мало приемлема для обучения фермеров навыкам практической работы, особенно с техникой и оборудованием. Это лучше делать на фермерском подворье.

К сожалению, полевые дни информационно-консультационной службой проводятся редко из-за высокой их стоимости, особенно транспортных расходов. Поэтому каждый полевой день должен быть внимательно продуман, четко спланирован и хорошо организован, т.к. его главной смысловой нагрузкой является высокоэффективное обучение фермеров.

Оптимальным количеством участников считается 20-25 человек. Принимая во внимание это количество необходимо заказывать транспорт с соответствующим числом мест, где участники могли бы свободно и удобно разместиться. При этом необходимо также учитывать и потребность в местах для сопровождающих помощников работника службы. В очень редких случаях, только лишь единственное действие работника ИКС может способствовать полному осуществлению поставленной задачи. Обычно при проведении полевых дней используется комплекс приемов и методов для обучения фермеров, другими словами, нельзя планировать работу полевого дня только одним организаторам. Необходимо выяснить запросы и пожелания участников полевого дня, знать их проблемы и возможные их решения. Подобно этому необходимо также выяснить индивидуальные потребности фермеров в решении тех или иных вопросов, которые предполагается рассмотреть в период экскурсии. Поэтому, для выяснения указанных вопросов необходимо привлекать определенное количество организаторов.

Обычно время проведения полевого дня выбирается в соответствии с возможностями его участников. Не следует назначать полевой день в период высокой загруженности фермеров работой в своем хозяйстве, в праздники или в дни реализации своей продукции. Полевой день лучше проводить в дни с благоприятными погодными условиями, т.е. без осадков и сильных ветров. В противном случае, это может принести массу неудобств для участников и снизит эффективность обучения. При определении почасового графика передвижения по маршруту следует предусматривать резерв времени на непредвиденные обстоятельства. Легковые машины или автобусы должны быть полностью заправлены топливом, иначе остановка хотя бы одного из них может привести к задержкам в выполнении программы или к потере нескольких участников при дополнительной заправке транспортных средств. Лучше всего иметь некоторый запас времени к концу дня на не запланированный обед, дополнительную дискуссию, либо дать возможность участникам пообщаться между собой после выполнения намеченной программы.

Если полевой день применяется как метод работы специалистов ИКС для изменения традиционных привычек фермеров их деятельности и служит средством повышения продуктивности ведения фермерского хозяйства, необходимо вскоре после его осуществления провести дополнительные действия по закреплению полученных во время его проведения результатов. Основной принцип положенный в основу последующего закрепления результатов состоит в том чтобы определить возможности использования новых технологий в практике.

Поэтому вскоре после проведения полевого дня, скажем через неделю или позже необходимо связаться с участниками экскурсии, чтобы выяснить оставшиеся проблемы и вопросы которые затрудняют их действия в вопросах внедрения полученных знаний. Приемы, которые возможно использовать для этих целей могут быть разными, в зависимости от числа участников экскурсии и времени, которое имеется в вашем распоряжении. Если группа была относительно небольшой, для этого лучшим методом будет посещение вами ферм, хозяева которых были участниками полевого дня. Для большой группы, вы можете использовать метод групповой дискуссии или что либо подобное. Два дополнительных преимущества могут быть получены в результате организации подобных встреч.

Во-первых, у вас появится возможность оценить результаты работы ИКС и такого метода обучения как полевой день.

Во-вторых, путем проведения после полевого дня встреч, вы можете привлечь дополнительное количество фермеров, которые не участвовали в полевом дне, но хотели бы внедрить новые разработки у себя и участвовать в проведении последующих полевых дней. Таким образом, появляется возможность в организации непрерывности и направленной деятельности ИКС по обучению товаропроизводителей и внедрению прогрессивных технологий в производство.