Самообразование.

Разработка учебно-методического сопровождения учебного процесса и материально-технического оснащения.

Все разрабатываемые документы учебно-методического сопровождения можно разделить на две категории - для учащихся и для преподавателя.

 
 

 

 


Учебники создаются очень опытными работниками образования, имеющими многолетний педагогический опыт работы. Отсюда очевидно, что далеко не всем педагогам по силам его разработать. В системе НПО особенно остро ощущается проблема дефицита учебников.

Учебное пособие, в отличии от учебника, раскрывает содержание не всей программы какого-либо предмета, а лишь ее части (темы или нескольких тем), но в углубленном виде. Его разработка проще и многие преподаватели и мастера в состоянии создать такой учебно-методический продукт.

 
 

 


 

 

Учебно-методическое сопровождение для учащихся создается в несколько этапов:

1. Педагог выясняет, какие учебно-методические продукты должны быть созданы в первую очередь. Как правило, первоочередными оказываются методические указания для лабораторных, практических и самостоятельных работ, средства текущего и заключительного контроля (перечень вопросов, задания для контрольных работ, тесты). Все остальные указания создаются во вторую очередь.

2. Вынашивание замысла и проектирование составных частей учебно-методического продукта процесса, в структуре которого продумываются и формулируются:

o цель;

o необходимые для изучения теоретические сведения;

o методы проведения лабораторных работ;

o задействованное оборудование;

o алгоритм действий, ход работы;

o интерпретация результатов;

o выводы;

o порядок оформления отчетов.

Это стандартная схема наполнения, однако, педагог сам решает, что и как включать в методическую разработку.

3. Оформление текста своего документа и написание методического пособия.

4. Апробация (или общественное признание) продукта, предполагает широкое одобрение и внедрение. Проходит несколькими приемами:

4.1 экспериментальный метод – пособие издается и получает статус экспериментального, внедряется в нескольких академических группах, в которых и будет происходить обучение по данному новому пособию. Остальные группы учатся по существующим (контрольная группа). После завершения обучения сравнивается результативность экспериментальных и контрольных групп и делается вывод. Если результативность больше в экспериментальной группе, смело можно сказать, что данное пособие признано, как более прогрессивное. Далее оно широко внедряется. Если результат незначительный и нельзя с уверенностью сказать, что именно экспериментальное пособие повлияло на результат обучения – учебное издание оставляют прежним.

4.2 экспертный метод – методическое пособие отдается экспертам, высококвалифицированным рецензентам (не менее двух человек) из числа опытных преподавателей по данному предмету, которые и проводят экспертизу пособия, задачника, методических рекомендаций;

4.3 оценка разработки методической комиссией. Любые созданные материалы запускают в пробную эксплуатацию на один год, что бы найти слабые места. Затем материалы передаются в методическую комиссию (создается в каждом учебном заведении), где проводят экспертизу, лицензируют пособие и выносят заключение и рекомендации по совершенствованию. После устранения замечаний и доработки данная комиссия рекомендует учебно-методическую разработку к опубликованию.

4.4 создание пробной версии методического продукта и введение его в группу, где занятия ведет преподавателя – автора и разработчика пособия. При этом происходит выявление самых грубых недостатков.

Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и специального персонала. Это обучение через всю жизнь вследствие развития общества, отрасли, педагогической теории и практики. Следует отличать самообразование от повышения квалификации. К повышению квалификации относятся послевузовское образование, обучение в аспирантуре, обучение в школах передового опыта.

У педагога самообразование должно идти по двум направлениям - отраслевому и психологическому.

Наиболее распространенные способы самообразования:

1. Чтение литературы (монографий, периодической литературы – журналов, например «Педагогика», газет);

2. Изучение опыта передовых педагогов, в училищах и на производствах;

3. Написание статей и докладов о собственных разработках, достижениях;

4. Выступление на конференциях и совещаниях.