Становление системы подготовки социальных работников в России.

 

Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие <<социальное образование>>, которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.

Представители традиционного мышления прежде всего подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов no социальной работе, практических психологов, социальных реабилитолотов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, to, безусловно, придется прежде всего говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., a точнее — об особенностях становления в стране современной системы, ее первоначальном этапе.

Весомых оснований для утверждения, что в России существует система социального образования, еще не существует. Что же сделано в России в области подготовки специалистов для социальных служб? Используются ли такие критерии сформированности системы, как вариативность, гибкость, динамичность, адаптивность, стабильность, преемственность, целостность в области подготовки социальных работников в высшей и средней профессиональной школе?

В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников — в настоящее время их число увеличилось до 140. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в более чем 80 высших учебных заведениях — государственных, муниципальных и частных. Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Московский государственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России пo образованию в области социальной работы. К числу ведущих вузов, осуществляющих подготовку социальных работников, следует отнести Алтайский государственный университет, Социально-технологический институт МГУСа, Институт молодежи. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подошли к разработке и реализации учебных планов и учебных программ; уделяют должное внимание современным обучающим технологиям; подготовили и издали лучшие учебники и учебные пособия no теории, технологии социальной работы, социальному проектированию и социальному моделированию; в наибольшей мере использовали зарубежный опыт в области подготовки профессиональных социальных работников. Профессорско-преподавательский состав этих вузов разработал первый Энциклопедический словарь no социальной работе, первую в России Энциклопедию социальной работы.

Сегодня подготовка специалистов no социальной работе нуждается в корректировке, прежде всего в области технологии обучения будущих социальных работников. В to же время вузы нуждаются в государственной поддержке, финансовой помощи, материально-техническом обеспечении процесса переподготовки профессорско-преподавательского состава как в стране, так и за рубежом. Необходимы средства для развития социальных наук, осуществления целого ряда проектов в области социальной работы и создания территориальных моделей социального обслуживания населения.