Социальное взаимодействие специалиста no социальной работе и клиента.

 

Проблема профессионализма в социальной работе включает в себя и проблему взаимодействия социального работника и клиента — пожалуй, одну из ключевых проблем. Исследования, проведенные в 12 областях Российской Федерации, убедительно доказали, что нет и не может быть социального общения субъектов и объектов социального обслуживания вне исторических процессов вне конкретной социально-экономической действительности. Рост социальных аномалий, увеличение перечня трудных жизненных ситуаций, возрастание дезадаптированности различных категорий населения не могут не вызывать изменения характера общения социальных работников и различных категорий клиентов. Суть общения и взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе информационно-инструментального, прежде всего речевого, общения. Типология общения социального работника и клиента может включать в себя такие компоненты, как общение в условиях социальной службы, общение no месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе, личностный тип общения (прежде всего в семье).

Разумеется, основанием данной типологии являются психологические контакты людей. Социальное взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом характера психологических контактов клиента. Однако это не единственное требование, которое учитывается в социальной работе. Если социальная работа — это профессиональное действие, to мы вправе полагать, что социальное взаимодействие может строиться на основе учета функционально-рулевого типа общения, предусматривающего объединение усилий ряда клиентов и социальных работников, клиентов и членов его семьи, объединение усилий самого клиента и социальной службы или органа социальной защиты, органов коммунального хозяйства и др.

Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип общения.

Уяснение этой типологии, или квалификации типов общения, и понимание их роли в процессе оказания социальных услуг и помощи клиенту (клиентам) очень важно в социальной работе, но не является главным. Важно, используя структурно-классификационные аспекты человеческого общения, задействовать в социальной работе как индивидуальное общение, так и общение с группами людей, формальное и неформальное взаимодействие. Социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с ним.

Социологический анализ социального взаимодействия работника и клиента позволяет понять, что в этом процессе, с одной стороны, происходит обмен материальными и духовными ценностями, a с другой стороны, реализуются внутренние силы клиента. Профессиональный социальный работник может персонифицировать, объединить эти два компонента и таким образом помочь клиенту решить главную для него задачу (гармонизировать его отношения, например с членами семьи или общества в целом). Тип общения, как правило, является отражением социальной рефлексии на социальные эксклюзии и конкретные ситуации, в которых находится не абстрактный, a реальный клиент социальной службы со своими проблемами.

Характер взаимодействия социального работника и клиента во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно специалист овладел методами и технологиями социальной работы. Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента*.

Социальное взаимодействие— это процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей различных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей. Технология социального взаимодействия социального работника и клиента при звана своевременно разрешать трудности клиента, преодолевать возникающие социальные противоречия с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем.

Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.

Социальный работник должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны.

Социальное взаимодействие строится на основе действующего законодательства; во многом его характер определяется этическими принципами и нормами профессиональной деятельности.

В этой связи трудно переоценить роль в становлении профессиональной социальной работы двух международных документов, принятых Международной федерацией социальных работников в октябре 1994 г., — это <<Международная декларация этических принципов социальной работы>> и <<Международные этические стандарты социальных работников>>. В Российской Федерации принят Национальный кодекс социальных работников, который применяется с 1995 г.

Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов:

· каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;

· каждый человек имеет право на самореализацию;

· социальные работники привержены принципам социальной справедливости;

· социальные работники все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам,общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением;

· социальные работники помогают каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации;

· социальные работники уважают основные права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, созданными на основе этой Декларации;

· социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники соблюдают оправданную конфиденциальность даже в tom случае, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;

· социальные работники работают в тесном сотрудничестве со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным;

· социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.