Разработка требований к системе

На этапе формирования требований, прежде всего, необходимо определить область действия разрабатываемой системы и получить точное представление о желаемых возможностях системы.

Основой разработки требований является модель системных прецедентов, отражающая выполнение конкретных обязанностей внутренними и внешними исполнителями с использованием ИС.

Источником данных для создания модели системных прецедентов являются разработанные на предыдущем этапе бизнес-модели. Однако при создании модели полезно предварительно составить детальные описания прецедентов, содержащие определения используемых данных и точную последовательность их выполнения. Описание осуществляется в соответствии с принятым в организации шаблоном, который обычно включает следующие разделы:

· заголовок (название прецедента, ответственный за исполнение, дата создания шаблона/внесения изменений);

· краткое описание прецедента;

· ограничения;

· предусловия (необходимое состояние системы или условия, при которых должен выполняться прецедент);

· постусловия (возможные состояния системы после выполнения прецедента);

· предположения;

· основная последовательность действий;

· альтернативные последовательности действий и условия, их инициирующие;

· точки расширения и включения прецедентов.

В процессе создания модели системных прецедентов осуществляется преобразование и перенос компонентов бизнес-моделей на новые диаграммы. Типовые преобразования по технологии Rational Unified Process приведены в таблица 8.1.

 

 

Таблица 8.1.
Элементы бизнес-модели Элементы модели системных прецедентов
Бизнес-прецеденты Подсистемы
Внешние исполнители Исполнители
Внутренние исполнители Исполнители или прецеденты
Процессы, выполняемые внутренними исполнителями Прецеденты

На рис. 8.9 представлена модель системных прецедентов для бизнес-прецедента " Оказание медицинской помощи ". Исходя из цели создания системы, в модели системных прецедентов отражены только те действия исполнителей, которые связаны с предоставлением доступа и обновлением клинических записей.

Рис. 8.9. Модель системных прецедентов

Описываемые моделью функции характерны только для одного вида деятельности – оказания медицинской помощи, и в основном не используются в других видах деятельности Центра. Это позволяет объединить выделенные функции в некую единую подсистему проектируемой ИС.

Внутренний исполнитель " Персонал центра " (см. рис. 8.4, рис. 8.7) и выполняемый им ручной процесс преобразован в системный прецедент " Предоставление доступа к клиническим записям ".

Внешние исполнители (например, " Производитель медицинского оборудования ") непосредственно взаимодействуют с проектируемой системой, т.е. превращаются в исполнителей.

В модели отражены два специальных типа связи между прецедентами (на рис. 8.9 соответствующие прецеденты выделены тенью):

· " включает " — один прецедент в процессе своего исполнения обязательно выполняет некий блок действий, составляющих другой прецедент;

· " расширяет " — когда прецеденты подобны по своим действиям, но один несет несколько большую функциональную нагрузку.

Прецедент " Проверка прав доступа " впервые появился на диаграммах и реализуется средствами разрабатываемой ИС. Поэтому для него приходится разрабатывать диаграмму последовательностей, описывающую его исполнение (рис. 8.10). В результате в проектируемой ИС появляются два новых объекта – программный модуль " Менеджер защиты " и информационный блок " Набор прав ".

Рис. 8.10. Диаграмма последовательностей для прецедента "Проверка прав"

Таким образом, результатом разработки модели системных прецедентов является не только исчерпывающий перечень функций, которые должны быть реализованы в проектируемой системе, но и подробное описание необходимой реализации этих функций.