Финансовая политика

Управление финансами и кредитом. Финансовая политика.

Управление финансами- это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс управления финансами – это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.

Форма финансовых отношений- это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения. Например- финансовые отношения государства с предприятиями организованы в виде форм различных налогов и на основании Налогового кодекса РБ и других нормативных актов. Финансы могут быть объектом субъектом управления. Объектом они являются в том случае, когда осуществляются такие стадии управления, как проверка соблюдения, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. Субъектом являются в том случае, когда происходит стадия практического применения выбранных форм финансовых отношений. Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. К ним относятся:

- Создание форм финансовых отношений, то есть финансовое право.

- Практическое применение форм финансовых отношений, то есть составление и исполнение финансовых планов и прогнозов.

- Проверка соблюдения, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования.

Финансовая политика – совокупность мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и государственного управления в сфере финансовых отношений.

Основными задачами современной финансовой политики являются:

- финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;

- определение объема финансовых ресурсов, их источников и резервов увеличения;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

- ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;

- разработка и постоянное совершенствование финансового механизма как средства реализации финансовой политики.

Главным субъектом финансовой политики выступает государство. Оно разрабатывает стратегию финансового развития общества на отдельную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, а также средства и пути их реализации.

Предпосылкой и методологической основой сущности финансовой политики является характер финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика как особая сфера деятельности государства требует законодательного оформления соответствующими нормативными актами.

Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства определяют порядок формирования доходов бюджета и его исполнения, основные направления денежно-кредитной политики, порядок и правила предоставления средств юридическим и физическим лицам и т.д.

Финансовая политика должна базироваться на долгосрочных научных прогнозах, опираться на систему обоснованных финансовых регуляторов.

В условиях рыночных отношений такими регуляторами в первую очередь являются налоги, которые используются государством в качестве одного из способов перераспределения валового внутреннего продукта. В качестве финансовых регуляторов могут также выступать условия формирования прибыли, условия кредитования через учетную ставку, налоговые льготы, цены, таможенная политика, другие инструменты финансовой политики. Совокупность финансовых регуляторов в сочетании с денежно-кредитными рычагами является основой современной финансовой политики.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики находит свое выражение в распределении основного денежного фонда государства и его использовании по отраслевому, территориальному и предметно-целевому принципу. Характер распределения и использования средств бюджета обусловлен следующими факторами: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами выделения средств из бюджета и т.п.

Основными задачами денежно-кредитной политики как составной части финансовой политики являются: как составной части финансовой политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании производства; эффективное использование как собственных, так и заемных средств хозяйствующими субъектами; содействие развитию финансового рынка; стабилизация денежной единицы денег из безналично-денежного оборота в наличный; содействие развитию страхового рынка и т.д.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами государства в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.