Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет.

Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.

1. Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (И.Н. Казанцев). По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, кино-уроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

2. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (С.В. Иванов):

а) вводный урок;

б) урок первичного ознакомления с материалом;

в) урок усвоения новых знаний;

г) урок применения полученных знаний на практике;

д) урок закрепления, повторения и обобщения;

е) контрольный урок;

ж) смешанный, или комбинированный, урок.

3. Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И. Махмутов). В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков:

а) уроки изучения нового учебного материала;

б) уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

в) уроки обобщения и систематизации;

г) комбинированные уроки;

д) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

4. Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В.И. Журавлев). По этой классификации уроки подразделяются на смешанные (комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным урокам относятся:

а) урок усвоения нового материала;

б) урок закрепления;

в) урок повторения;

г) урок контроля, проверки знаний.

5. Классификация уроков по дидактической цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина и др.):

а) урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

б) урок закрепления знаний;

в) урок выработки и закрепления умений и навыков;

г) обобщающий урок;

д) урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

Итак, наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: