Вопрос. Понятие, методы и виды планирования.

Лекция 8. Основы планово-управленческой работы.

План

1. Понятие и методы планирования.

2. Виды планирования.

3. Текущее планирование.

Значение и содержание функции планирования. Целеполагание как основа планирования. Этапы планирования. Виды и методы планирования. Прогнозирование в механизме планирования. Значение стратегического планирования в современном обществе.

 

Планирование – это проектирование будущего организации и желаемых путей его достижения (р. Акофф). Цель планирования – нахождение наиболее оптимального способа решения организационных задач.

План – специальный официальный документ, отражающий

– прогнозы развития организации в будущем,

– промежуточные и конечные цели, задачи, стоящие перед организацией и ее подразделениями,

– механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

План – это инструмент реализации стратегии, политики организации.

В основе планирования лежит механизм целеполагания. Цель помогает понять будущее в настоящем, особый способ бытия «будущих вещей» в настоящем, это инструмент власти человека над будущим. Ни одна организация не может существовать без цели. Отсутствие четко сформулированной целевой ориентации приводит организацию к гибели. Когда говорят о целевом начале в управлении, имеют в виду два ее компонента – миссию и цели.

Рассмотрим понятие миссии и целей организации.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В первом случае под миссией понимают философию, предназначение, смысл организации. В содержание миссии включают ценности, принципы, в соответствии с которыми организация намерена осуществлять свою деятельность. В миссии также содержится предназначение организации (т. е. указание на то, какие потребности она призвана удовлетворять) и указание на ее тип. Как правило, философия организации практически не меняется. Что же касается предназначения и типа организации, они могут кардинально измениться с переориентацией, реорганизацией фирмы, а также в связи с резким изменением окружающей среды.

В узком смысле миссия организации рассматривается как сформулированное утверждение причины и смысла ее существования. Миссия – внешняя причина существования организации. Она определяет ее статус: сферу предпринимательской деятельности, внешнюю среду, в том числе «создает» клиента, культуру организации.

Различаются между собой миссии коммерческих и некоммерческих организаций, малых и крупных предприятий.

К содержанию миссии предъявляются определенные требования.

В миссии должно содержаться указание интересов различных групп людей, связанных с организацией. Основными группами людей, чьи интересы влияют на деятельность организации, являются:

¨ собственники организации, создающие и развивающие организацию с целью решения своих жизненных проблем за счет присвоения результатов ее деятельности;

¨ сотрудники организации, которые благодаря своему труду обеспечивают удовлетворение своих личных потребностей;

¨ клиенты организации, покупатели, отдающие свои ресурсы (деньги) в обмен на те блага, что производит организация, тем самым удовлетворяя свои нужды;

¨ деловые партнеры, находящиеся в формальных и неформальных отношениях с организацией, оказывающие ей услуги с целью получения от нее необходимых услуг;

¨ местное сообщество, которое вместе с организацией формирует социальную и экологическую среду;

¨ общество в целом (государство и другие общественные институты), находящееся во взаимодействии с организацией и получающее от нее часть богатства, необходимого для обеспечения общественного благополучия и развития.

Миссия должна отражать интересы всех шести групп. Они могут быть представлены в различной степени, в зависимости от типа, размера, направления бизнеса организации. Наиболее сильное влияние на миссию оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей, поэтому в ней они должны формулироваться четко и быть взаимоувязанными.

Второй момент, необходимый для миссии, – это ее отличия от других подобных организаций. Эти отличия содержатся в ее целевых ориентирах, ценностях, указании на сферу деятельности, способах достижения целей и т. д.

Целевые ориентиры отражают то, к чему стремится организация, на что направлена ее деятельность в краткосрочной и дальней перспективе.

Сфера деятельности обозначает, какой продукт или услугу производит организация и на каком рынке их реализует, каким покупателям предлагает.

Кроме того в миссии расшифровывается, с помощью каких технологий она производит свой продукт, какие для этого имеются ноу-хау, техника и пр.

Наряду с перечисленными элементами в миссии находит отражение имидж организации.

Для чего нужна миссия, каковы ее функции?

Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, каков масштаб ее деятельности, к чему она стремится, какими способами, является ли она социально ответственной перед обществом и своими работниками.

Миссия способствует консолидации коллектива, созданию корпоративного духа благодаря тому, что

à делает ясными для работников цели организации, определяет задачи каждого работника, подразделения;

à способствует идентификации работников с организацией (Я – это работник данной фирмы);

à способствует установлению определенного морально-психологического климата, культурной среды в организации.

Миссия создает возможность для более эффективного управления организацией, так как она

à создает базу для формирования целей, стратегии организации;

à создает стандарты для распределения ресурсов и оценки их распределения;

à расширяет для работника смысл и содержание его работы, мотивирует его.

Миссия не должна содержать конкретные указания на то, что и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления ее деятельности. Требования к формулированию миссии:

1) она должна быть ясной, понятной всем субъектам взаимодействия,

2) непротиворечивой,

3) одновременно оставлять простор для творчества, гибкого развития организации,

4) соотносится со структурой организации.

Разработка миссии является элементом стратегического управления организацией, стратегического планирования в ней. Поэтому, как правило, миссия разрабатывается менеджерами высшего уровня и корректируется высшим руководством организации (собственниками). Затем она распространяется среди рядовых работников.

Виды целей. Требования к их формулировке.

Вторым элементом целеполагания в организации является разработка целей. Цели организации вытекают из миссии и являются конкретными состояниями отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным. Цели могут содержать качественные и количественные параметры желаемых состояний.

Цели определяют все функции организации – они лежат в основе планирования, мотивирования, контроля, построения организационных отношений и т. д.

Существует несколько типов целей.

Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла (обычно через 2–3 года).

Краткосрочные – это цели, которые достигаются в течение одного года, характеризуются большей конкретизацией и детализацией вопросов: что, где, когда, кто должен выполнять. Они выводятся из долгосрочных целей, являются их конкретизацией, «подчинены» им.

Среднесрочные.

Цели устанавливаются в соответствии с определенными направлениями деятельности организации и должны учитывать интересы основных субъектов организационного взаимодействия.

Сферы интересов различных субъектов Направления деятельности организации Количественные и качественные параметры
1. Доходы организации прибыльность величина прибыли, рентабельность, доход на акцию
  положение на рынке доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в объеме продаж
  производительность издержки на единицу продукции, материалоемкость, объем продукции, производимой в единицу времени
  мощности организации размер площадей, количество единиц техники
  финансовые ресурсы структура капитала, движение денег, величина оборотного капитала
  разработка, производство продукта и обновление технологий величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы продуктов, сроки введения нового продукта, качество продукта
  изменения в организации и управлении сроки организационных изменений
2. Потребности и благосостояние сотрудников человеческие ресурсы количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников
3. Работа с клиентами работа с покупателями скорость обслуживания, число жалоб со стороны покупателей
4. Социальная ответственность оказание помощи обществу объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций

 

Ценностные ориентации и выработка целей

Категории ценностей Типы целей, вырабатываемых организацией
теоретические истина Долгосрочные исследования и разработки
  знания  
  рациональное мышление  
экономические практичность Рост
  полезность Прибыльность
  накопление богатства Результаты
политические власть Общий объем капитала, продаж
  признание количество работников
социальные хорошие человеческие отношения Социальная ответственность относительно прибыльности
  привязанность прибыльности
  отсутствие конфликта Косвенная конкуренция
    Благоприятная атмосфера в организации
эстетические художественная гармония Дизайн изделия
  состав Качество
  форма и симметрия Привлекательность, даже с ущербом для прибыли
религиозные согласие во Вселенной Этика
    Моральные проблемы

 

В разработке целей используется уровневый подход. Складывается иерархия целей, в которой есть цели более высокого и более низкого уровней

Существуют разногласия по поводу главной цели организации. Нередко можно слышать что она состоит в получении прибыли, накоплении богатства. (Аристотель: «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания – это здоровье, у судостроения – судно, у военачальника – победа, у хозяйствования – богатство»). Во-первых, сегодня появились некоммерческие организации, например, благотворительные фонды, которые не могут получать прибыль. Во-вторых, сегодня получение прибыли зависит не только и не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что необходимо обществу в данный момент. Таким образом, на первое место выходит цель, состоящая в удовлетворении общественных потребностей.

Принципы планирования

1. В планировании должно принимать участие максимальное число сотрудников. По крайней мере на ранних этапах планирования. В этом случае планы будут приниматься как «свои».

2. Планирование – процесс постоянный.

3. Гибкость: планы должны изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

4. Планы должны поддерживать единство и взаимосвязанность отдельных частей организации: планы различных подразделений должны быть скоординированы, а планы различных уровней управления – интегрированы.

5. Экономичность: прибыль от планирования должна превышать затраты на планирование.

6. Создание условий для выполнения планов.

 

Подходы к планированию

1 подход. В зависимости от степени централизации:

– единоличное планирование,

– децентрализованный (сверху спускаются лимиты ресурсов, цели, форма планов),

– диалоговый (сверху спускаются основополагающие решения, детализация происходит на местах).

2 подход. В зависимости от экономических возможностей:

– ориентация на имеющиеся ресурсы,

– ориентация на новые возможности,

– ориентация на приоритетные цели, значимые проекты.

 

Методы планирования

1 метод – балансовый. С помощью этого метода происходит

* увязка ресурсов и потребностей организации,

* поиск ресурсов извне (инвестиции, кредиты),

* реструктуризация, рационализация распределительной системы,

* изменение потребностей.

Данный метод реализуется через составление системы балансов. Выделяют материально-вещественные балансы, стоимостные (бюджет семьи, государства, финансовый план, бухгалтерский план), баланс трудовых затрат (баланс рабочего времени) и т. д.

Источники ресурсов Распределение ресурсов
1. Остаток на начало месяца 1. Текущее потребление
2. Внешние поступления 2. Реализация на сторону
3. Внутренняя экономия 3. Резервы
4. Резервы 4. Остаток на конец периода
S1=........... S2=.........

 

2 метод – нормативный. В основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы затрат ресурсов на единицу продукции (нормы сырья, материалов, времени). Нормы бывают натуральные (сырье, материалы, энергия), стоимостные (затраты ресурсов в денежном эквиваленте), временные. С помощью нормативного метода планируются закупки сырья.

3 группа методов – математические.

* Статистические расчеты (финансовые планы, прогноз сбыта) помогают определить доходы в будущем.

* Методы линейного программирования (нахождение оптимальных величин переменных показателей) – применяются для оптимизации расходования ресурсов, выбора технологий. Пример – составление расписания.