Характеристика и структура социальной службы
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ
Лекция 8
1. Характеристика и структура социальной службы.
2. Задачи управления социальным развитием организации.
3. Функции социальной службы.
4. Показатели социальной и экономической эффективности.
Наличие социальной службы в организации необходимо, так как перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора и трудовой деятельности и значения личностных качеств работников, усиливают потребность в социальном партнерстве.
Фактически на каждом крупном предприятии зарубежных стран, особенно тех, которые следуют социальной ориентированности национальной экономики, управление социальными процессами обособленно и специализированно. Имеются управленческие звенья, которые занимаются работой с кадрами (человеческим ресурсом), регулированием социально-трудовых отношений и связей с профсоюзами, предоставлением социальных услуг персоналу, расходованием средств на благотворительные цели.
Функционирование, таких служб обусловливается:
♦ формой собственности, масштабами, отраслевой принадлежностью и местоположением организации,
♦ количественной и качественной характеристикой ее персонала, возросшей ответственностью предпринимателей и руководителей любого уровня за усложнившееся решение как производственно-хозяйственных, так и социальных задач.
При определении структуры социальных служб должны учитываться:
♦ изменения принципиального характера в системе вознаграждения труда, диктуемые утверждением рыночных отношений, коммерциализацией предоставления все большего круга социальных услуг;
♦ реформирование различных видов социального страхования и социальной помощи;
♦ отмирание ряда прежних социальных функций профессиональных союзов;
♦ реальная забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные, в первую очередь на муниципальные, органы и сами организации.
Управление социальным развитием осуществляется:
♦ самой дирекцией организации,
♦ специально уполномоченными на то лицами
♦ автономными подразделениями, которые являются элементами структуры управления персоналом, службами социального назначения.
Типовой вариант организационной структуры предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему подразделений (отделов, секторов или групп) и отдельных специалистов, ведающих, в частности, вопросами регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда, трудовой мотивации, социальной защиты, функционирования объектов социальной инфраструктуры.
В организации с разветвленной сетью социальной инфраструктуры управление ею осуществляется, отдельно: вводится должность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему в подчинение управленческих звеньев и должностных лиц, ведающих жилищно-коммунальным хозяйством, учреждениями лечебно-профилактического профиля, образования и культуры, общественного питания и бытового обслуживания, другими объектами социального назначения.