Этапы бюджетного процесса

Республиканский бюджет

Роль гос бюджета в соц-эк развитии общ-ва

Контроль за образованием и исп-ем централизованного фонда финн ресурсов

Гос бюджет явл важным инструментомвоздействия на развитие Э и соц сферы. С его помощью гос-во, перераспределяя нац доход, изменяет стр-ру общ пр-ва, влияет на рез-ты хоз-ия, осущ-ет фин и соц преобразования, при этом гос-во применяет разл формы прямого и косвенного воздействия на Э. В кач-ве ср-в прямого воздействия применяется субсидирование орг-ии, гос инвестирование в приоритетные отрасли. Косвенное воздействие осущ поср-ом маневрирования доходами бюджета, в осн через налоги (уст-ие льготных ставок по налогообложению) гос-во влияет на разл отрасли и стороны деят-ти субъектов хоз-ия, стимулирует или сдерживает их развитие. Гос воздействие на соц развитие осущчерез финн-ие образования, здравоохранения, соц обесп-ия. Т.о. через гос бюджет осущ соц проги, смягчающие имущественные нер-ва, поддерживающие соц-незащищённые слои общ-ва. Гос бюджет реализуется через принятую гос-ом на какой-то период бюджетную политику.

2.Бюджетная система – с-ма, основанная на гос устройстве страны и правовых нормах в сов-ть бюджетов адм-территориальных образований.

В разных гос-ах бюджетные устройства разные и зависит от гос утсройства.

В осн выделяют 2 типа гос устройства:

1.Двухуровневый тип (наблюдается в унитарных гос-ах): Б; Польша; Украина; Литва; Латвия; Италия. Ему соответствует двухуровневое бюджетное устройство: а)гос бюджет б)местные бюджеты

3.Трёхуровневый тип: Германия; Россия; США; Канада; Австралия. (Ему соответствует трёхуровневая бюджетная система: а)федеральный бюджет б)бюджеты членов федерации в)местные бюджеты.

Бюджетная система РБ включает:

2.Местные бюджеты:

- областного уровня – областные города

- базового уровня – районные бюджеты и городские городов боластного подчинения

- первичного уровня – сельские, поселковые и городские городов районного подчинения

Консолидированный (объединённый) бюджет – сов-ть бюджета адм уровня и нижестоящего к этому уровню бюджетов.

Консолидированный республиканский бюджет – сам республиканский бюджет + 7 регионов.

Информацию о консолидированном республиканском бюджете можно увидеть в законе о бюджете на очередной финн год.

П-пы построения бюджетной системы:

1.Единство бюджетной системы (этот п-п подтверждается тем, что бюджетная с-ма любого гос-ва строится на основании единой финн политики, единых законов, единых формах бюджетной документации и отчётности, а также на основании единой бюджетной классификации)

2.Самостоятельность бюджета (данный п-п подтверждается тем, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются каждый своими доходами и правом их распр-ия. Каждый уровень власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. В законодательстве чётко оговорено право местных бюджетов на формирование доходной части и исп-ия ср-в на цели своего региона)

3.Реальность бюджета (пок-ли бюджета должны рассчитываться с учётом обоснованных норм и быть реальными для выполнения)

4.Полнота бюджета(бюджеты должны содержать все необ-ые источники доходов и расходов)

5.Гласность(реализуется через принятие законов о бюджете и постановлений, а также публикаций их в СМИ и сети интернет)

3.Бюджетный процесс пред собой регламентированную деят-ть гос органов по составлению рассмотрению, утверждению и исполнению гос бюджета.

Бюджетный период – срок, на к-ый составляется бюджет. (обычно это год, причём бюджетный год не всегда совпадает с календарным: в США он начинается с 1 октября; в Японии и Германии с 1 апреля; в РБ с 1 января)

1.Составление проекта бюджета(непосредственное участие принимает Министерство финансов и местные финн органы. Исходными данными для составления проекта бюджета явл параметры прогноза соц-эк развития на очередной год: а)должны быть представлены Министерством Э до 1 августа текущего года б)рез-ты вып-ия бюджета текущего года в)напр-ие бюджетно-фин политики гос-ва.

Этот этап заканчивается разработкой проекта республиканского консолидированного бюджета, в к-ом увязаны пок-ли бюджетов всех уровней.

В процессе разр-ки консолидированного бюджета может возникнуть необ-тьв регулировании бюджета.

Рег-ие бюджета – перераспр-ие бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами с целью достижения их сбалансированности.

Рег-ие местных бюджетов достигается через :

1.Регулирующие доходы (республиканские налоги, часть к-ых распределяется между республиканским и местным бюджетами по нормативам, указанным в законе РБ о бюджете: на сег день регулирующими налогами явл налог на прибыль и НДС)

2.Дотации – безвозмездная передача доходов твёрдой сумме из вышестоящего бюджета, нижестоящему по нормативу, установленному законом о бюджете на очередной год

3.Субвенция –ср-во, выделяемые вышестоящими бюджетам нижестоящим на конкретные цели указываются конкретные суммы и сроки

4.Субсидии –выделение ден ср-в вышестоящего бюджета нижестоящему для выравнивая уровня соц-эк развития соотв-щего региона.

2.Рассм-ие поретков бюджета– он должен закончится в срок до 1 октября.

Проект бюджета обсуждается с начала прав-ва РБ, а затем президента РБ. На этом этапе может возникнуть необ-ть в изм-ии законодательства (чаще всего налогового законодательства) В этом случае поректы соотв-щих законов вместе с проектом бюджета направляются на рассм-ие нац собранием РБ)

3.Рассм-ие и утв-ие проекта бюджета (этот этап должен пройти до 1 января след года)

При обсуждении проекта бюджета в комиссиях нац собрания могут вносится разл поправки: н-р если в проекте бюджета заложен дефицит, при обсуждении его выдвигаются предложения по ув-ию доходов и ум-ию расходов бюджета. При необ-ти, нац собрание может прибегать к секвестру – пропорциональная сокращение расходов по незащищённым статьям гос бюджета.

Защищённые статьи гос бюджета – статьи расходов, по к-ым запрещается сокращение запланированных сумм.

В законе о бюджете РБ на очередной финн год защищёнными статьями объявляются обычно след статьи расходов:1.Зарплата2.Отчисления от зарплаты3.Трансферты населению (стипендии, льготы, пособия и т.д.)4.Продукты питания5.Медикаменты и перевязочные ср-ва 6.Погашение гос долга и процентов по нему.

4.Исполнение бюджета(в мировой практике исполнение бюджета происходит одним из двух способов: 1.Казначейский 2.Банковский

В РБ – казначейский способ

Главное гос казначейство РБпринимает доходы и производит расходы с единого казначейского счёта. Ден ср-ва перечисляются непосредственно в адрес поставщика товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счетах распорядительных ср-в.